Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Categories:

Об экономике электросвязи

Кризис, который вместе со всей страной и её экономикой переживает сектор телекоммуникаций, актуализировал вопрос о резервах повышения эффективности. В частности, о том, насколько адекватными являются принятые в настоящее время бизнес-практики операторских компаний.

Как и любой живой бизнес, операторы сетей мобильной связи не всегда и не во всём эффективны. Или так - некоторые аспекты их деятельности оставляют желать много лучшего. Пока рынок рос и будущее казалось вполне безоблачным, менеджмент и собственники были склонны искать деньги "под фонарём", сосредоточившись на росте бизнеса. С наступлением скудных лет вчерашние излишества становятся гвоздём в ботинке.

Превосходной иллюстрацией к вопросу являются посты моих уважаемых френдов harhalis и antonvityaz.

Главный редактор журнала Mobility Роман Хархалис никогда не производил на меня впечатление человека, сведущего в деятельности операторских компаний. Как он сам неоднократно выражался, ему гораздо интереснее всевозможные гаджеты. Тем не менее, в некоторых нюансах операторской деятельности Роман вполне разбирается. Мало того, у него есть и профильное образование, что само по себе - большая редкость. Среди прочего - прослушанный курс "Экономика электросвязи". Что делает его умозаключения особенно ценными. Привожу ссылки на них с небольшими комментариями.

В своих размышлениях по поводу Будет ли дорожать мобильная связь? он затрагивает две важных темы - принципы ценообразования (тарифной политики) на услуги операторов во-первых и ставки интерконнекта как инструмент влияния на рынок (тарифную политику операторов в том числе) во-вторых. И неявно затрагивает ещё одну тему - перекрёстного субсидирования этих услуг.

Нулевые тарифы на внутрисеть возможны, в том числе,и потому, что существует значительный диспаритет цен на внутри- и внешсетевые звонки. Диспаритет совершенно искусственный, обусловленный навязанными рынку ставками интерконнекта. Эти ставки являются препятствием на пути естественного выравнивания цен на звонки в разных направлениях. Не будем забывать - условная "себестоимость" вызова внутри свой сети и на сеть другого оператора практически идентична.

Убери это препятствие и довольно скоро вместо бесплатной внутрисети будем иметь более-менее однородное тарифное пространство. Примерно как в случае Всемирной Сети. Мы же не платим больше за отправку электронного письма в другую страну? Похожие взгляды весной озвучивали топы почившего в Бозе Голден Телеком.

Также и Великая Тайна Роуминга - почему операторы не стесняются так много и так нагло драть с нас за предоставление совершенно тривиальной услуги, - имеет ту же природу. За счёт сверхрентабельных услуг роуминга (а также СМС) субсидируются низкомаржинальные услуги.

А ведь есть ещё Тайна корпоративных тарифов. Не стану пересказывать феерические истории, с которыми сталкивался лично. Поскольку, как назло, их фигурантами выступают дорогие клиенты. Правда было это давно и деталей уже не помню :) Но если одним словом, то это воистину АдЪ. Всё, о чём пишет Роман - чистая правда. Стоит ещё раз перечистать байки из жизни сейлзов, рассказанные недавно antonvityaz.

Бардак и свинство, царящие в области взаимоотношений операторов с их ключевыми клиентами, являются одной из причин, которые делают неизбежным ухудшение показателей. Если корпоративные клиенты и не сократят свои расходы, то будут всё более активно искать возможности увеличить их эффективность. А эти возможности зачастую поражают воображение.

Парадоксальным образом в худшей ситуации могут оказаться те операторы, которые предоставляют своим клиентам больше возможностей в части анализа и контроля расходов. Поскольку в МТС, например, ничего подобного киевстаровской системе самообслуживания, как не было, так и нет.

Ну и antonvityaz рассказывает об изнанке капитальных инвестиций операторов сетей. Что тут сказать... Брали, берут и будут брать. Давали, дают и будут давать. Украинский рынок чрезвычайно чувствителен к цене. Во всех смыслах.

Ессли бы не готовность предложить цену, на десятки процентов меньшую, Huawei никогда не смог занять место в первой пятёрке (если не тройке) поставщиков основного оборудования. Другое дело, что ставка на один-единственный козырь делает их позицию слабой в долгосрочной перспективе. К примеру, если конкуренты китайцев решат конкурировать с ними по-настоящему, в частности, поработать по репутации, их ждёт гарантированный успех. Huawei ничего не сможет им противопоставить. Просто потому, что в украинском офисе компании как не было, так и нет никого, кто занимался бы корпоративными коммуникациями.

Это направление считается излишним. А зря.
Tags: комментарии, конкуренция, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment