Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Посекундная поминутка

Дал развёрнутый комментарий "Украинскому бизнес-ресурсу" касательно претензий АМКУ к поминутной тарификации. Этот комментарий стал основой для публикации, так что невозможно отделить мои взгляды от остального текста. Привожу свой комментарий его в полном виде.

Порядок тарификации предоставляемых услуг - один из важнейших аспектов взаимоотношений пользователей и поставщиков мобильной связи. Не случайно правила розничной торговли продуктами питания как наиболее массовым потребительским товаром чётко и однозначно регламентируют порядок расчётов. Вес отпущенного товара указывается с точностью до граммов, никаких округлений до десятков, тем более сотен грамм не допускается. Такого рода "округления" однозначно трактуются как обсчёт и обвес, т.е. нарушение прав потребителей и административное правонарушение.

Что такое поминутная тарификация с точки зрения абонентов? Это способ сокрытия фактической стоимости эфирного времени. Звонок продолжительностью 10 секунд обойдётся абоненту в шесть раз дороже задекларированной оператором цены. Двадцатисекундный - в три раза. Тридцатисекундный - в два. Даже звонок в одну минуту двадцать секунд окажется на треть дороже.

Я не вижу причин, почему принципы розничной торговли не должны применяться к услугам мобильной связи. Собственно говоря, известная норма о полных тарифных единицах была неуклюжей попыткой одного из прежних составов НКРСИ урегулировать проблему "хитрокрученной" тарификации. Однако наглость наиболее дерзких операторов, с одной стороны, и соглашательская позиция самой Нацкомиссии, с другой стороны, привели к выхолащиванию данной нормы, его неработоспособности.

Не секрет, что самой наглой была компания Астелит, ныне Лайфселл. Сверхагрессивная рыночная стратегия компании провоцировала её на такие же сомнительные, на грани фола маркетинговые трюки. В апреле 2006 года компания установила, что для тарификации звонков продолжительностью до 20-ти секунд используется «полная единица времени - 20 секунд». В начале 2009 года компания сообщила о том, что в тарифах предоплаченной формы подключения вводится новая «полная тарифная единица» — 60 секунд, округляемая, опять-таки, в большую сторону. Иными словами, поминутная тарификация.

Нарушение сложившихся на рынке норм взаимодействия с потребителями обеспечивает наглецам весомый экономический результат. Что такое поминутная тарификация с точки зрения абонентов? Это способ сокрытия фактической стоимости эфирного времени. Звонок продолжительностью 10 секунд обойдётся абоненту в шесть раз дороже задекларированной оператором цены. Двадцатисекундный - в три раза. Тридцатисекундный - в два. Даже звонок в одну минуту двадцать секунд окажется на треть дороже.

Поминутная тарификация обеспечивает на 15-30% большую фактическую стоимость минуты по сравнению с честной посекундной. Безнаказанность Астелита привела к тому, что за ним были вынуждены последовать и другие игроки. Нормы должны быть единообразными для всех игроков и обязательными для исполнения.

Поэтому я считаю оправданным наказание Лайфселл, для меня это справедливое возмездие за его художества. Однако остаётся открытым вопрос дойдёт ли дело до собственно наказания? И позволит ли это изменить сложившуюся на рынке порочную практику? К сожалению, у меня есть основания для скепсиса.

Во-первых, в ходе неизбежной апелляции возникнет вопрос о том, как трактовать нормы отраслевого законодательства. В суд практически наверняка будут вызваны представители регулятора. Между тем НКРСИ не раз и не два пыталась дать внятные, окончательные и не допускающие двусмысленности толкования собственных норм. И ни разу не довела дело до конца. Скорее всего и в этот раз Комиссия даст маловразумительные, противоречивые толкования, что сильно ослабит позиции АМКУ.

Во-вторых, даже если будут оштрафованы все операторы сразу, это не изменит того, что Правила предоставления телекоммуникационных услуг, основной отраслевой нормативный документ, регулирующий взаимоотношения операторов и потребителей, требуют существенной переработки. У меня есть сомнения, что руководство Комиссии имеет политическую волю организовать и довести до логического конца этот непростой процесс.

В частности, этому сильно мешает отсутствие полноценного представительства абонентов. Их интересы банально некому озвучить, представлять и защищать в ходе продолжительного многоэтапного процесса разработки и согласования нормативной базы. Единственный по-настоящему успешный прецедент такого рода имел место в 2009 году, почти десять лет назад.



P.S. Мой блог переехал по адресу totaltelecom.dreamwidth.org

Исходная запись доступна по адресу https://totaltelecom.dreamwidth.org/538008.html Вы можете комментировать её там, используя OpenID, т.е. ваши действующие логин и пароль ЖЖ.
Tags: customer satisfaction, амку, государственное регулирование, комментарии, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments