Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Основные сюжеты рынка платного ТВ Украины в 2014-ом году

Выступил на конференции «Вызовы перед индустрией платного телевидения», которая прошла в рамках «Телерадиярмарка-2014». Было нас трое, включая Сергея Бойко и Дмитрия Бондаренко из Телекомпалаты. Приведенные ими данные и озвученные мнения в целом подтвердили мои безрадостные прогнозы. Поищу запись их выступления, а пока привожу текст своего доклада.

Добрый день. Меня зовут Роман Химич. Я консультант участников рынка телекоммуникаций, меня привлекают для решения нестандартных задач, нерегулярных с точки зрения корпоративный жизни. Значительную долю задач составляет участие в разного рода конфликтах. Последние два года я изучаю рынок телевещания, платного телевидения в первую очередь. В силу своего опыта я рассматриваю этот рынок через призму конфликтов, то есть ситуаций, когда противоречия между его субъектами становятся не разрешимыми и ситуация выходит из равновесного положение. Стоит заметить, что конфликт, в целом, это хорошо. Благодаря конфликтам происходит движение, развитие рынка.

Я предлагаю посмотреть что у нас будет происходить, чего можно ожидать в ближайшее время. Вы вряд ли услышите какие-то откровения, всё это достаточно тривиальные вещи. Но я постараюсь их структурировать и подать в виде удобном для анализа и конструктивный критики.


Контекст и основные замечания

Рассмотрим ближайший год до весны лета 2015. Каков контекст существования рынка распространения телевизионного контента в Украине?

Украина находится в ситуации противостояния с одной из крупнейших держав мира. Это противостояние уже привело к аннексии части территории и потере 4-5% территории, человеческих ресурсов, а соответственно и денег на всех без исключения потребительских рынках. После аннексии Крыма развернулся вооруженный конфликт на территории нескольких областей восточного региона.

Термин "антитеррористическая операция" это не более чем эвфемизм фактически мы имеем полномасштабный вооруженный гражданский конфликт с участием внешних сил, который имеет шансы охватить значительную часть территории страны.

Лично я оцениваю перспективы мирного урегулирования конфликта как весьма невысокие. Невозможно завершить войну, о которой даже нельзя говорить. К несчастью мы наблюдаем, что термин "война" табуирован. Идёт ли речь о противостоянии с Россией и агрессии российской стороны, идет ли речь о противостоянии между представителями разных взглядов среди граждан Украины, термин "война" де-юре искусственно выведен из употребления. Это означает, в частности, невозможность принимать адекватные управленческие решения. Боюсь, что война будет длиться долго с неизбежным расползанием на соседние регионы.

Как бы там ни было, ключевые следствия это падение спроса на любых потребительских рынках, как за счет механического сокращения аудитории, так и за счёт разрушения уклада жизни минимум 14-15% населения на значительной, 8-9% части территории страны. Это если брать только Донецкую и Луганскую области. Я не готов давать количественные оценки пределов падения, но то что падение будет происходить это очевидно.

Позволю отклониться и высказать несколько соображений по поводу бизнеса распространения ТВ-контента в условиях военного времени. В подобных ситуациях телевидение это оперативная информация. Оперативная информация это один из ключевых ресурсов для выживания. Поэтому во главу маркетинга таких услуг может и должна быть положена идея не столько развлечения, сколько выживания. Безусловно, драматическое преимущество получает спутниковое телевидение как наименее уязвимое для всех форм внешнего воздействия. Пока есть электричество, даже если это локальный источник электроэнергии, SatTV будет работать. Также важно донести до граждан мысль о необходимости получать информацию из разных источников, а не только украинских телеканалов, в силу их ограниченного, скажем так, профессионализма и фактическом превращении в инструмент пропаганды и дезинформации. Необходимо иметь возможность принимать иностранные каналы: европейские, американские, китайские. Необходимо объяснять людям, что в открытом доступе бесплатно находятся русские службы телевидения разных стран.

Следующий фактор который я учитываю в своих попытках прогнозировать дальнейшее развитие событий в Украине это фактор географический. Мы живем в умеренно континентальном климате. Этим мы радикально отличаемся от Ливии или Сомали. У нас невозможно перезимовать, не имея доступа к источникам энергии. Плюс Украина является достаточно урбанизированным государством, где большая часть населения проживает в городах. Это означает, среди прочего, невозможность бесконечного затягивания периода, который характеризуется распадом инфраструктуры. Просто потому что в таком случае население либо вымерзнет, либо будет вынуждено убежать, либо в течение конфликта будут вынуждены вмешаться новые игроки. В целом темп развития кризиса в стране будет достаточно высоким. И по мере приближения зимы начнёт резко возрастать.

Политический фактор. У нас неизбежным является острое противостояние между двумя ветвями власти. Президент с одной стороны, ВР с другой. Предметом является как минимум вопрос о досрочных выборах Рады. Помимо этого ВР и её спикер есть инструмент реализации амбиций Тимошенко. Неизбежен клинч и в целом я не вижу, опять таки, предпосылок для скорого разрешения этого конфликта. Если, конечно, не произойдет вмешательства внешних сил. Или же кто-то из сторон конфликта не разрубит узлы руками уже легализованных вооружённых формирований.

Если отвлечься от риторики про "революцию достоинства" мы будем наблюдать примерно то же что и во время президентства Ющенко, только на фоне уже реальной катастрофы в социальной сфере и военных действий разной интенсивности.


Конфликты участников рынка

Борьба за контроль над Нацсоветом
Сюжет номер 1 это борьба за установление контроля над Национальным Советом по ТВ и радио. В отличие от предыдущих лет ключевым является не столько сопровождение интересов Семьи и Ахметова, представленные компанией Зеонбуд, сколько борьба за рычаги административного влияния на отрасль.

Состав Нацсовета паритетно назначается Президентом и ВР, поэтому конфликт обеспечен. Порошенко нужен собственный медиа-ресурс во-первых и доступ к рубильнику во-вторых. ВР будет его от этих ресурсов отсекать, плюс лоббировать интересы собственников медиагрупп. Впрочем собственники будут работать по всем направлениям сразу.

Стороны конфликта: в первую очередь это Президент и ВР, при этом руками спикера Турчинова будет осуществлять свои интересы Юлия Тимошенко.

Есть ли в этой ситуации возможность продвигать интересы индустрии и общества в целом? Кто из участников борьбы в большей степени готов учитывать ещё и этот аспект проблемы?

Если говорить о Порошенко, есть опыт 2005 года, когда его отрядили "вправить мозги" НКРС в связи с их нежеланием выдать лицензию на 3G Укртелекому. Этот опыт не оставляет много надежд. Боюсь, что абстрактным материям наподобие адекватной модели государственного регулирования, созданию институциональной среды развития отрасли он предпочёт конкретный ощутимый интерес. Есть небольшая надежда, что глава его Администрации Ложкин в силу своего опыта предпринимателя будет более восприимчив к этим вопросам и будет проводником цивилизованных и рыночных подходов к формированию Нацсовета. Но вероятность этого невелика.

С Радой несколько проще. Будучи по своей природе инструментом лоббирования интересов крупного и крупнейшего бизнеса она и в этом случае будет поддерживать хотя бы ограниченную но конкуренцию. Вопрос в том, насколько ограниченную.

В целом индикаторами того, как развивается ситуация вокруг Нацсовета для меня будут: ситуация вокруг Зеонбуда, Укртелекома и технологий третьего поколения. Иными словами договорится ли Ахметов с Порошенко насчёт сохранения своих активов. Если договорится, мы получим недееспособный Нацсовет, связанный по рукам и ногам. Если не договорятся, шансы на реформы увеличиваются.

Вопрос: на кого может положиться общество и рынок в целом в своём естественном желании перемен? Я бы советовал активно вовлекать третью и пока что недооценённую силу - внешние силы в лице спонсоров и покровителей нынешнего украинского государства. США, ЕС и международные организации в целом являются держателями контрольного пакета акцией ООО Украина. В силу идеологических и прагматических причин они заинтересованы в создании адекватной институциональной среды развития телевещания. Индустрии стоит подумать над тем, как донести свою позицию и привлечь на свою сторону эту категорию действующих лиц.

Конфликт вокруг Зеонбуд

Содержанием следующего конфликта станет борьба рынка в целом за устранение угрозы, исходящей от неперсонифицированной, монопольной и бесконтрольной структуры. С одной стороны - индустрия в целом, поскольку угрожает буквально всем. С другой - собственники Зеонбуда, которыми с высокой долей вероятности являются Ахметов и Семья.

Источник конфликта это системная угроза стабильности рынка а также интересам буквально всех его участников со стороны монопольной и бесконтрольной структуры.

В настоящее время есть достаточно формальных основании ставить вопрос о радикальном изменении условий, на которых «Зеонбуд» выполняет роль провайдера цифрового мультиплекса. При наличии политической воли не будет проблемой силами АМКУ или Нацсовета потребовать раскрытия собственников, признания компании монополистом на рынке распространения цифрового эфирного телесигнала со всеми соответствующими последствиями, включая регулирование её тарифов.

Исход конфликта зависит от того, кто будет контролировать Нацсовет и АМКУ как основные инструменты подавления Зеонбуда.

Конфликт вокруг российского контента и рос. каналов

Индустрия весьма зависима от ТВ-контента российского производства. И без того хронически убыточные украинские медиагруппы не могут себе позволить ни отказаться от российского "мыла", ни резко нарастить производство собственного. Никуда не делся и фактор его популярности у значительной части аудитории. Иными словами, речь идёт о деньгах.

С другой стороны в связи с военными действиями в полный рост встала проблема информационной безопасности. Ведь главная угроза не в том, что российские каналы транслируют заведомо искажённую картину происходящего, безудержно нагнетая и разжигая. Главный и совершенно реальный риск это возможность их использования для провокаций населения, когда сознательно устраивается паника.

К сожалению, в этом случае интересы бизнеса и общества прямо противоположны. Реакция бизнес-ассоциаций и многих крупных компаний показала, что они готовы до последнего отрицать очевидное преследуя свои корыстные интересы. Это будет очень сложный конфликт, тем более, что его существо и понятно, и близко самой широкой аудитории.

Уже сейчас в патовой ситуации оказались провайдеры ТВ-вещания на занятых сепаратистами территориях. А также и руководство КРРТ, Госспецсвязи, а в перспективе и Нацсовет. Они не имеют возможности помешать сепаратистам блокировать трансляции украинских каналов и пускать в эфир новые. При этом и КРРТ, и Госспецсвязи уже обвиняют в пособничестве террористам и прочих грехах.

Конфликт вокруг ТВ-контента в IP-сетях

На фоне падающего рынка обострится борьба за деньги абонентов. Значительная часть рынка традиционно работает в тени, "оптимизируя" обязательства и перед государством, и перед правообладателями, резидентами Украины в том числе.

Если говорить о пиратах, то старая проблема кардшаринга получила новое измерение. Основной их продукт это нелегальный доступ к сигналу российских спутниковых платформ, НТВ+ в первую очередь. Речь идёт о не менее чем миллионе подключений. И это огромных размеров дыра в системе информационной безопасности, де-факто неподконтрольная государству. Методы борьбы с кардшарингом известны и вполне доступны - блокирование служебного трафика на уровне провайдеров. Плюс оперативные мероприятия, разумеется. Техническая возможность доказана. Препятствием становится коллективный эгоизм Интернет-сообщества, для которого любые формы вмешательства государства это фу-фу-фу и ужас-ужас.

Второе направление борьбы за деньги абонентов это противостояние между широкой коалицией медиагрупп, правообладателей, части кабельных и спутниковых операторов с одной стороны и провайдерами сетей доступа в Интернет.

Не секрет, что одним из драйверов роста украинского рынка доступа в Интернет стала возможность кофмортного и по сути бесплатного доступа к огромным библиотекам контрафактного медиа-контента, ТВ-сериалов и фильмов в первую очередь. Обеспечивая несколько лет назад до 30%-40% всего трафика, эти сетевые ресурсы стали важнейшим элементом экосистемы украинского Интернет-бизнеса. Инвестируя 80-100-150 гривен в безлимитный Интернет ежемесячно, украинцы привыкли получать комфортный и бесплатный доступ к гигантским коллекциям высококачественного актуального продукта. На любой вкус, в неограниченном количестве и без каких-либо дополнительных расходов. В результате финансовое здоровье украинских провайдеров стало зависеть от возможности их абонентов не задумываться о легальности потребляемого контента.

Про кардшаринг я уже сказал.

Другая модель пиратства на телевизионном контенте представляет, по сути, симбиоз кардшаринга и IPTV. Интернет-провайдер ставит у себя приёмное оборудование разных провайдеров спутникового ТВ, покупает по одной карте доступ для каждого из них, а затем начинает ретранслировать полученный сигнал внутри своей собственной сети. Попросту говоря, использует продукт, прибретенный для личного потребления, для коммерческой деятельности. Как правило, такого рода контент предоставляется абонентам провайдера бесплатно. Популярные ТВ-каналы используются как дополнительный весомый бонус для привлечения и удержания абонентов.

Наконец, провайдеры обманывают правообладателей и телевещателей, занижая фактический размер абонентской базы. Поскольку оплата прав на трансляцию как правило привязана к задекларированному размеру абонбазы, а выяснить её размер сторонними средствам достаточно сложно, правообладателям приходится верить своим партнёрам на слово. Чем те и пользуются в меру своей наглости. При этом наиболее раскованные из них обходятся вовсе без отчислений, заявляя ретрансляцию чужого продукта как "тестовое вещание". Подобные "тесты" могут длиться много месяцев и даже лет.

На кону деньги домохозяйств, которые перераспределяются в пользу услуг доступа, но не платного телевидения. Руководствуясь корыстным интересом провайдеры призывают расслабиться, забить и не обращать внимание на все эти нарушения. Медиагруппы, очевидно, категорически против.

Подводя итоги нас ожидает очень нервный год. Распад системы единоличного контроля страны и экономики с одной стороны привёл к возрождению элементов конкуренции. Однако на фоне неуправляемых процессов в экономике и политике эта конкуренция носит всё более деструктивный характер войны всех против всех.

С другой стороны, эта ситуация станет моментом истины для очень многих бизнес-структур. Передел рынка неизбежен.

Дополнительное чтение:
http://proit.com.ua/article/progress/2014/02/27/100027.html
http://proit.com.ua/article/gosregulation/2014/06/18/105426.html
http://proit.com.ua/article/gosregulation/2014/03/04/153000.html
http://proit.com.ua/article/progress/2013/12/19/135947.html

Tags: ТВ, выступления, кризис, рыночная среда, экспертная деятельность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments