Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

SIP или не SIP?

Уж сколько раз твердили миру, что технологии не продаются сами по себе. Недостаточно найти способ удовлетворять некую потребность каким-то новым, или более эффективным, или даже более дешёвым способом. Для успеха на массовом рынка крайне необходимо ещё одно качество - удобство использования. Или, если угодно, комфорт. Иначе самая распрекрасная и выгодная в теории услуга повторит судьбу SIP-телефонии.

Если в двух словах, эта технология позволяет подключаться через Интернет к обычной телефонной сети. Из любой точки мира, через любое работоспособное подключение - хоть через WiFi в гостинице, хоть через SIM-карту мобильного оператора где-нибудь в Чили или Словении. Конечно, речь не идёт о каком-то хакерстве - эти услуги предоставляют обычные операторские компании, располагающие и лицензиями, и точками подключения к телефонным сетям. Их услуги небесплатны, но на фоне всё ещё безумных для большинства стран мира роуминговых тарифов, цены в тридцать-сорок-пятьдесят копеек за минуту разговора выглядят как праздник невиданной щедрости.

За четыре последних года автор практически перестал пользоваться услугами роуминга во время поездок заграницу. Как правило, прямо в аэропорту или в гостинице приобретается SIM-карта местного оператора с парой гигабайт предоплаченного трафика и вставляется в смартфон с настроенным SIP-клиентом. Этого с лихвой хватало на десятки и сотни минут общения с родными без отрыва от электронной почты и социальных сетей. Казалось бы, вот она, "услуга-убийца"! Её операторы должны если не озолотиться, то откусить приличных размеров кусок от роумингового пирога. Однако этого так и не случилось.

На пути к безудержной экспансии хитрой технологии встали два тривиальных препятствия технического характера: отсутствие стандартизации и сложность в настройке. Только многолетний опыт работы в телекоме и некоторая упёртость помогли автору в своё время разобраться в настройках многочисленных программ SIP-телефонии. Сказать, что эти программы не очень дружественны к пользователю, значит не сказать ничего. Процесс настройки занял не часы, а дни. Причём каждый раз, когда автор менял поставщика услуг SIP-телефонии, катавасия с настройками повторялась по-новой. Несмотря на то, что технология разменяла второй десяток своего развития, до сих пор нет ни типовых настроек, ни общепринятых несложных клиентских программ.

Теоретически техническую поддержку могут и должны оказывать операторы SIP-телефонии. На практике это небольшие компании, у которых попросту нет ресурсов, чтобы обеспечить адекватную поддержку для десятков и сотен тысяч клиентов. Это типичный малый и средний бизнес, не чета "большой тройке" мобильных операторов. А те, в свою очередь, категорически не заинтересованы в распространении альтернатив своим сильно переоцененым роуминговым услугам.

Вот так и получается, что основная масса путешествующих заграницей продолжают использовать Skype или "туристические" SIM-карты, а то и вовсе пользоваться обычным роумингом. Да, это дороже. Да, не так удобно. Но зато куда как проще и понятнее. А если клиент не хочет напрягаться, это его законное право, разве нет?


Опубликовано в газете Капитал
Tags: customer satisfaction, мобильная связь, публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments