Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Телекоммуникационное Оборзение: события и слухи. Выпуск 3

Выпускать "Оборзение" раз в неделю не всегда удаётся. Настоящий выпуск охватывает временной интервал аж в три недели. Впрочем, по случаю августа и сезона отпусков событий мало. А те, что имели место, имели своеобразный характер: PR, PR, кругом один PR.

1. Кто должен управлять Укртелекомом? Министр транспорта и связи Иосиф Винский выступил за перевод «Укртелекома» в управление Министерства транспорта и связи до момента приватизации монополиста. Основания для такого шага вовсе не новы - Укртелеком собрался показать полтора миллиарда гривен плановых убытков. Накануне Кабинет министров взял на себя (забрав у де-факто подконтрольного Тимошенко Фонда госимущества Украины) полномочия по управлению государственными корпоративными правами «Укртелеком» (распоряжение Кабмина 171-р датировано 16 мая 2008 г.).

Вопрос о том, какой должна быть подчинённость немногих оставшихся государственных предприятий, был, есть и всегда будет актуален. Особенно когда речь идёт таких гигантах, как Укртелеком. Которые фактически контролируют целые рынки и отрасли. В своё время имел возможность изучить данный вопрос на примере морских портов, которые по своему статусу тоже являются государственными предприятиями. С академической (да и практической) точек зрения данная проблема является производной от проблемы самого высокого уровня - отсутствия государственной политики в данной сфере экономики. 

По сути, есть две альтернативы - государственные предприятия должны контролировать или Фонд Госимущества, или  профильные министерства. Первый вариант уместен в том случае, если целью хозяйственной деятельности госпредприятий является  получение прибыли. Собственника (государство) должны интересовать исключительно финансовые показатели деятельности. Для чего вполне достаточным является участие в надзоре со стороны Фонда.  

Но если государство пытается реализовать в данной сфере экономики некую сколь-нибудь сложную политику, тогда появляется повод рассмотреть вопрос о целесообразности использования в качестве инструментов такой политики подконтрольных хозяйствующих субъектов. В лице госпредприятий. Если таковые предприятия (пригодные для реализации госполитики) существуют, их целесообразно подчинить профильному министерству. Поскольку именно министерства отвечают за разработку и реализацию государственной политики в конкретной области. Финансовые показатели в данном случае уже не могут рассматриваться как основной критерий оценки деятельности предприятия. Достижение целей госполитики становитя приоритетом.

Так что вопрос кто нынче должен рулить Укртелекомом лишён смысла. Для начала нужно задаться вопросом какова политика государства на рынке телекоммуникаций? И вот тут выясняется, что политики-то и нет. Она нигде толком не озвучена и не зафиксирована. "Концепция развития телекоммуникаций" по-прежнему пребывает на стадии черновика. Причём шедевр там не вырисовывается. Фактически, надо делать документ по-новой. 

В настоящее время никаких рациональных задач госполитики посредством переподчинения Укртелекома Минтранссвязи достичь невозможно. В том числе и по причинам, указанным в п.3 настоящего Оборзения.

2. Телефон у кожну хату. Ещё одна инициатива Винского - и снова ощущение дежа-вю. Идея использовать технологии мобильной связи для телефонизации удалённых сёл и решения других социальных задач Укртелекома (и государства в его лице) не нова. 

Безусловно, такие задачи существуют и масштаб их не мал. На сегодняшний день реальное проникновение услуг связи (мобильной и фиксированной) в Украине не превышает 80% Среди оставшихся двадцати процентов не только малые дети и заключённые в колониях. Миллионы людей в стране живут в натуральной нищете. Местной связи у них либо не было, либо отключена за неуплату. А на мобилку денег нет. И не еду для детей тоже нет. Без помощи со стороны государства эти люди вопрос со связью в ближайшие годы не решат. 
 
Другой вопрос - физический объём услуг, которым располагают жители страны. Даже если у пенсионерки есть мобилка, существующие тарифы на мобильную связь серьёзно ограничивают потребление этих услуг. Опять таки, без содействия государства значительная часть населения останется на голодном пайке.

Одним словом, потребность в целенаправленном вмешательстве государства имеется. Вопрос - к его формам. 

Всего-то полгода назад Укртелеком вместе с ITC с большой помпой запустили проект "Телефон в каждый дом". Идея использовать CDMA-сети для телефонизации села была заявлена как окончательное решение вопроса. Стоило Тимошенко сменить Януковича, и уже "CDMA sucks, GSM forever". Вместо предоставления переносных терминалов и отдельной оплаты беспроводного доступа предлагается дотировать услуги операторов мобильной связи. Вопросов - немерянно. ТЭО отсутсвует. Выкладок - нет. Чем не устравивает прежняя схема тоже никто не объясняет. Опять только общие слова "предлагаемое решение является оптимальным и наилучшим". Приходится констатировать, что и г-н Винский либо не знает требований Закона в части порядка разработк правительственных документов, либо игнорирует их. "Патамушта проффесионал"?  

Из интервью с Сиротенко можно сделать вывод, что Пржевальский отказался от договорённостей своих предшественников и сделал ставку на сотрудничество с операторами GSM-сетей. Причём через голову Укртелекома.

И снова вопрос о государственной политике в данном вопросе. Какие именно целевые показатели установлены? Критерии выбора возможных вариантов? Нет ответа...

3. Укртелеком - снова убытки. На все просьбы прокомментировать заявленные менеджментом Укртелекома планы свести очередной период с убытками в 1,5 миллиарда отвечаю примерно так. В двух словах - в отсутствие эффективного внешнего надзора, включая аудит, менеджмент компании может рисовать (и который год рисует) всё, находит нужным. Просто нет смысла обсуждать что-либо ввиду изначальной порочности существующей системы корпоративного управления в компании. Кроме, естественно, порочности как таковой.  

Весьма показательны в этом плане интервью, которые Сиротенко "Экономическим Известиям" и "Интерфаксу". Надо признать, за последние года два дядя насобачился чесать языком дай Б-г всякому. Технично обходя существенные моменты. Например тот факт, что успеху ADSL-проекта компания обязана своему контролю над телефонной канализацией, что за пределами Киева становится важнейшим преимуществом над конкурентам. Ну а россказни про грядущий рыночный триумф моибльного проекта Утел просто неприличны.
 
4. Хвастунишки среднего звена. Приключения специалистов по PR Киевстара и Астелит стали сенсацией двух последних недель. Собственно, добавить что-то к уже сказанному трудно. С непростительно большой задержкой обе компании сказали все приличествующие случаю слова. Так что вопрос закрыт. Вывод из всей истории - компании по-преженму не уделяют PR достаточного внимания. Появление блогосферы как самостоятельной среды публичной коммуникации не привело к адекватным изменениям их деятельности. Ждём новых залётов. 

5. Турки выходят в Беларусь. Достижение соглашения о приобретении БеСТ знаменует собою новый этап экспансии турок на территории бывшего Союза. Набравшись опыта в Украине, они смогут испытать себя ещё раз. Конечно, Беларусь - не Индия. Но тоже интересно. Полагаю, сотрудникам Астелит предстоит хорошенько освоиться с Минском и его жителями. Можно только порадоваться за турецкоподданных  - процент светловолосых девушек в Белоруссии ещё выше. Работать, одним словом, и работать. "Перетрахивать и перетрахивать", как говорит Великий Бацька.

6. Изосимов совсем устал.
  Изучение одного из последних интервью гендиректора Вымпелком оставило впечатление того, что он решил таки менять место работы. И вот новые подтверждения:
ВЕДОМОСТИ
Семья зовет в Швецию

Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов может не продлить свой контракт, истекающий через 1,5 года. Возможный кандидат в преемники — глава российской «дочки» «Вымпелкома» и бывший руководитель Golden Telecom (GT) Жан-Пьер Вандромм

«Контракт <...> завершается 1 января 2010 г. И вряд ли я его буду продлевать», — сказал Изосимов в недавнем интервью радиостанции «Серебряный дождь». Далее

Если эта рокировка будет сделана, и Ван-Дромм займёт место у руля... До сей поры гиперактивный бельгиец оказывал на украинский бизнес скорее отрицательное влияние. По его настоянию Голден Телеком связался с WiMAX, что обернулось отвечением значительных (до 10 млн. у.е.) средств и конфликтом, которые едва не стоил лицензии. Идея с выходом на региональный рынок мобильной связи с  FMC проектом тоже не добавила компании здоровья. Ну и собственно поглощение Голдена Билайном. В общем, рисовать яркую картинку у него получается. Сложности начинаются немного позже.



 

Tags: Вымпелком, государственное регулирование, кадры, комментарии, рыночная среда, укртелеком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments