Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Category:

Великая тайна роуминга

Пока мы были поглощены перипетиями борьбы за права абонентов, связанными с подготовкой новой редакции Правил предоставления телекомуслуг, отрасль потихоньку приблизилась к другому важному рубежу. До конца декабря Антимонопольный Комитет должен обнародовать своё решение по вопросам, связанным с предоставлением роуминговых услуг операторами мобильной связи.

У меня давненько чесались руки изложить своё видение данной ситуации. Это кажется мне тем более важным, что даже такие осведомлённые люди как 
[info]eldarmurtazin  в своих комментариях систематически игнорируют кое-какие очень важные моменты. Каковые моменты, по сути, сводят на нет практически всю аргументацию операторских компаний. К счастью, развитие событий в России даёт мне возможность не тратить своё время на очередной пространный опус, а ограничиться ссылками на чужие тексты, цитатами да собственными небольшими комментариями.

Итак, 
Федеральная Антимонопольная Служба РФ вынесла окончательное решение и совсем не в пользу "большой тройки". В ходе расследования выявлены следующие факты:

При совокупной оценке доходов и расходов операторов от деятельности по исполнению соглашения о роуминге установлено, что в среднем на единицу услуги выручка превышает расходы в 2,5 раза — рентабельность составляет 59%.

Тарифы компаний «большой тройки» для роуминговых партнеров существенно превышают расценки на услуги международной связи для собственных абонентов при сопоставимости расходов на оказание этих услуг.
Доходы операторов от гостевых абонентов завышены и не соответствуют фактическим расходам при оказании услуг.

Следовательно, тарифы в рамках соглашений о роуминге также завышены, поскольку эти тарифы устанавливают на одинаковом или сопоставимом уровне для обоих операторов.
Рентабельность услуг международной связи, предоставляемых гостевым абонентам, в среднем составляет 85%, собственным абонентам — 7%.

Попросту говоря, роуминговый "интерес" операторов заложен в своих собственных гостевых тарифах. Когда операторы утверждают, что из баснословных роуминговых счетов им достаётся скромные 10-15%, они не врут, нет. А "всего лишь" умалчивают, что примерено столько же они выплачивают своим роуминг-партнёрам за обслуживание иностранных абонентов на своей территории. В случае роуминга каждая из сторон доит чужих абонентов на своей стороне. Таковые правила игры. И как показало расследование, итоговые финансовый результат весьма далёк от сиротских "10-15%". Фактически, роуминговые услуги обеспечивают рентабельность на уровне выше среднего.

Кроме этого российские чиновники разобрались и с
порядком тарификации услуг роуминга: операторы навязывают абонентам невыгодные условия договора об оказании услуг связи, меняя систему оплаты в роуминге, а средства со счета абонента списывают с задержкой. Иными словами, даже абонент предоплаченных услуг связи может уйти в огромный "минус", хотя сама данная форма обслуживания не предполагает подобной возможности. Впрочем, в случае лохотронов и прочих контент-услуг российские (пока ещё только российские) операторы также охотно предоставляют свои "услуги" в долг. Бизнес-концепция вполне понятна: под тем или иным предлогом (ну невозможна онлайн-тарификация в роуминге, не-воз-мож-на!!! и блокирование номеров доступа для контент-услуг тоже тоже) создать условия для незапланированных и чрезмерных расходов пользователя. Мало кто из хомячков полезет в драку, будет судиться или помоить опсоса в своей жежешечке. Опять же есть коллекторы. Как говорится, скупой платит дважды, глупый - трижды, а лох платит всегда.

В итоге

ФАС признала МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» нарушившими закон о конкуренции. Операторам выпишут оборотные штрафы в 1% от выручки каждого оператора по услугам роуминга за 2009 год. Исходя из данных по доходам от роуминга, раскрытым в отчетности операторов, штрафы для каждой из компаний «большой тройки» могут составить не более 100 млн рублей. Также служба предписала операторам снизить расценки на роуминг в России и СНГ и не позднее 31 марта 2011 года ввести информирование абонентов о возможном изменении системы расчетов за услуги связи в роуминге. 

Помимо этого стоит вспомнить о ещё двух важных аспектах данной проблемы. Во-первых, в случае абонентов украинского оператора, получающего услуги роуминга в сети другого участника группы (Вымпелком или МТС) имеет место ситуация двух карманов одного и того же халата. И ссылки на неуступчивость и зверские аппетиты зарубежных партнёров здесь просто неуместны. Нет желания - другое дело.

На слушаниях в АМКУ со стороны представителей государства прозвучало вполне уместное напоминание, что членство Украины во всевозможных международных организациях - той же ВТО, - предоставляет возможности для борьбы с навязыванием своих услуг по завышенным и неадекватным ценам.  Если, конечно, имеет место именно навязывание, а не трогательный консенсус "вы стрижёте у себя наших баранов, а мы - ваших ".

Учитывая то, что ни один из обычно крикливых и категоричных в своих утверждениях представителей Die Grosse Troika не стал в этот раз заявлять о технической невозможности подобных шагов, можно считать клинически достоверным фактом следующее:
  • Механизм предупреждения абонента о достижении им некоего порога в части расходования средств в роуминге технически возможен. Более того, тривиален.
  • Для снижения уровня роуминговых тарифов есть достаточно возможностей уже сейчас. Украинским операторам необходимо "всего лишь" пересмотреть свои собственные расценки на обслуживание роумеров.
Осталось подождать вердикт отечественных мастеров антимонопольного дела. Впрочем, уже завтрашнее итоговое заседание Рабочей группы НКРС позволит понять, чего ожидать от государства в таком деле, как защита интересов потребителей услуг.
Tags: customer satisfaction, амку, государственное регулирование, роуминговые тарифы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments