Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Круглый стол "Обманывают ли операторы своих абонентов?": тезисы выступления

Прошедшее в прошлую среду мероприятие превратилось в бенефис Александра Мельниченко. Увы, но анонсированная Людмила Артюшенко так и не пришла, поэтому большую часть вопросов мне некому было задать. Всё-таки АМКУ не является профильным органом, абсолютное большинство проблеме отнесены к ведению Нацкомиссии. Да и сам Мельниченко не скрывал, что не очень разбирается в проблематике регулирования именно телекоммуникационных рынков - для этого есть отдел г-на Садюка.

Кстати, именно этим я склонен объяснить
наделавшее шуму заявление о том, что Укртелеком-де не может быть признан монополистом на рынке ККЭ. Всё это происходило на моих глазах и по интонациям и.о. главы АМКУ я сделал вывод, что его ответ был неудачной импровизацией. Журналистам стоит направить в пресс-службу запросы с просьбой официально подтвердить или опровергнуть это утверждение.

Так вот, ввиду отсутствия представителя НКРС круглый стол "Обманывают ли операторы своих абонентов?" свёлся к двум докладам - Мельниченко и моему, - и сессии наших с ним взаимных комментариев и ответов на вопросы журналистов. В ситуации, когда дискуссия не имела возможности состояться, я мог лишь донести до журналистов мнение, альтернативное заявленному представителями власти. Что, собственно, и удалось, судя по результатам мониторинга СМИ.

Ниже привожу тезисы своего выступления. Кстати, операторы дружно проигнорировали приглашение
- не понравилось название круглого стола.

Тезисы выступления на круглом столе "Обманывают ли операторы своих абонентов?"

Содержание своего выступление я изложу в виде семи тезисов.

Тезис №1

На сегодняшний день бизнес-практику участников абсолютного большинства рынков товаров и услуг массового спроса (FMCG) можно смело охарактеризовать как агрессивную по отношению к абонентам и, в целом, предосудительную. И даже противозаконную.

Эти практики являются повсеместными с одной стороны и не встречают сколь-нибудь эффективного отпора со стороны уполномоченных органов власти – с другой. 

Тезис №2

В случае с рынком мобильной связи и телекоммуникационных услуг в целом приёмы агрессивного продвижения своих услуг также используются всеми без исключения операторами. К наиболее популярным трюкам и уловкам относятся:

1. Использование тарифных инструментов, которые затрудняют либо делают невозможным определение фактической стоимости услуг: «плата за соединение»; использование интервалов тарификации, отличных от секунды/килобайта; тарифы с разной стоимостью отдельных интервалов тарификации (первой и последней минуты).

2. Сокрытие либо искажение значимой информации относительно предлагаемых услуг: указание стоимости услуг без т.н. платы в ПФ; разного рода «безлимитные» тарифные планы; изменение в одностороннем порядке и без надлежащего оповещения условий предоставления услуг.

3. Тарификация услуг, фактически не заказанных абонентом (разного рода контент-услуги с принудительной подпиской и абонплатой).

4. Избыточное ценообразование – роуминговые и контент-услуги.

5. Агрессивная манипулятивная реклама контент-услуг, адресованная, в первую очередь, на несовершеннолетних и даже малолетних абонентов.

Тезис №3

На протяжении последних лет уполномоченные органы власти – АМКУ и НКРС, - неоднократно занимались проблематикой защиты абонентов мобильной связи от агрессивных операторских бизнес-практик. К наиболее значимым можно отнести следующие эпизоды:

1. Рассмотрение АМКУ в 2006-2007 обоснованности т.н. «платы за соединение»

2. Решения НКРС о необходимости включать плату в ПФ в стоимость услуг, о порядке тарификации голосовых услуг.

3. Совместная активность АМКУ и НКРС в части запрета т.н. «нулевых» тарифов.

Тезис №4

Несмотря на то, что всякий раз решения упомянутых органов власти сопровождались не менее агрессивным пиаром, практический результат всей этой активности равен нулю. Ни одна из вроде бы осуждённых и запрещённых операторских бизнес-практик практик не только не исчезла, но в случае с, например, хитрокрученной тарификацией получает всё большее распространение.

Иными словами, операторские компании благополучно игнорируют грозные решения органов государственной власти. Более того, при внимательном рассмотрении эти решения оказываются вовсе не такими суровыми.

Показательна история с ПЗС. Изначально позиция АМКУ предполагала полный и безусловный запрет этой практики. В конечном же итоге всё свелось к появлению нескольких декоративных операторских предложений.

Тезис №5

Обращает внимание непоследовательность НКРС, которая в одних случаях считает необходимым регулировать практики операторов, а в других- нет. В частности, Комиссия не пожелала поддержать Комитет в деле запрета ПЗС, ссылаясь на недопустимость вмешательства в тарифную политику операторов. Это-де, вредит конкуренции. А вот в случае с нулевыми тарифами НКРС это не смущает.

Тезис №6

Отсутствие последовательности и готовности рассматривать проблему защиты абонентов в комплексе является главным возражением против попыток урегулировать, например, нулевые тарифы.

В силу разных причин операторских компании используют разные сомнительные трюки. Например, Киевстар использует ПЗС, но не нулевые тарифы. Маркетинг Астелит, напротив, основан именно на нулевых тарифах, но не предполагает ПЗС. Поэтому акцентирование проблемы нулевых тарифов при очевидном игнорировании ПЗС производит впечатление непоследовательности. Если не предвзятости.

Проблема взаимоотношений операторских компаний и абонентов должны решаться в комплексе. Принимаемые органами власти решения не должны сводиться к наказанию одних компаний в угоду другим.

Тезис №7

До тех пор, пока не будут претворены в жизнь уже принятые АМКУ и НКРС решения – запрет ПЗС, ПФ, защиты посекундной тарификации, - активность в части запрета, например, нулевых тарифов будет восприниматься как не более чем пиар. Или попытка подыграть отдельным игрокам.


Tags: амку, выступления, государственное регулирование, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment