Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Categories:

Мобильные микрокредиты

Смелый и давно назревший шаг к успеху сделал журнал "Фокус". В первом номере этого года на странице номер 21 размещены фото (по пояс) и пространные комментарии Романа Химича, руководителя экспертной группы Netton.Telecom. Слов нет, такая рожа украсит собою любое издание, от "Урядового Кур'єра" до "Справочника ветеринара". Хуже получилось с комментариями - их смысл во многом оказался утерян. Потому перескажу кратко, что именно я хотел сказать.

1. Практика кредитования операторами мобильной связи возникла в Бангладеш (известный проект Grameenphone). В настоящее время она получила наибольшее распространение в развивающихся странах, отличающихся многочисленным и бедным населением, низким уровнем развития банковской инфраструктуры.

2. Я не наблюдаю предпосылок для развития подобного бизнеса в Украине. В первую очередь ввиду вполне адекватного развития традиционных банковских учреждений. Их много, они располагают развитой филиальной сетью, значительным опытом обслуживания населения по кредитных схемам, включая беззалоговые и бланковые кредиты.

3. Для крупных операторских компаний ориентирами являются показатели ROI под 25-30% и EBITDA/OIBDA в 40-50% Едва ли в долгосрочной перспективе они смогут конкурировать с финансовыми учреждениями, которые готовы удовлетвориться намного меньшими показателями доходности. Если, конечно, у них не будет возможности  использовать разного рода мошеннические схемы, которые им так нравятся (принудительное подключение к "услугам", агрессивная недобросовестная реклама и т.п.).  

4. Операторы мобильной связи весьма заинтересованы в том, чтобы предоставлять финансовые услуги. Более того, они уже давно предоставляют их де-факто. Наиболее развитым сектором являются т.н. микроплатежи в сетях мобильной связи. В данном случае операторы по сути выступают в роли клиринговых компаний, обеспечивая платежи своих абонентов в пользу третьих лиц.

5. На сегодняшний день всё, что связано с финансовыми услугами в сетях телекоммуникаций пребывает в "серой зоне" и не регулируется государством.  Более того, операторы и не желают установления каких либо эффективных форм контроля и хотели бы и дальше работать на этом рынке без лицензий и прочих атрибутов банковских учреждений.
 
6. Отсутствие надзора за финансовыми услугами, которые предоставляют операторы, приводит к тотальной незащищённости их клиентов. Более того, привычный образ действий операторских компаний  чреват массовыми злоупотреблениями с их стороны в случае легализации этого бизнеса. Наиболее популярными способами развода и кидалова абонентов, скорее всего, станут односторонний пересмотр условий, сокрытие информации об условиях их предоставления, агрессивная практика конфликтований с недовольными абонентами (проволочки с рассмотрением жалоб, волокита в судах, привлечение коллекторских компаний и т.п.).

7. Поэтому чем дальше банковские регуляторы будут держать операторов мобильной связи от этого рынка, тем спокойнее будет для абонентов.

 

Tags: комментарии, мобильная связь, стратегии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment