Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Кризис не тётка

Эльдар Муртазин не устаёт бичевать компанию МТС за грехи её тяжкие, за неверие в благодать. Очередным поводом стал иск некоего Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» к российскому "Вымпелкому". По мнению Муртазина за этим  стоит именно МТС. Мастера, так сказать, грязных дел.

В блоге некто приводит фрагменты искового заявления:

Предметом иска являются нарушения прав потребителей, допущенные этим сотовым оператором при оформлении договоров об оказании услуг связи.

Иск был подан после анализа многочисленных жалоб и обращений потребителей на сайт Общества
http://www.ozzp.ru

Кризис не лучшим образом подействовал на отношение компании «ВымпелКом» к своим потребителям. Желание компании экономить в тяжелое время на всем, на чем только можно, приняло абсолютно абсурдные формы. Длинный и многословный текст договора на обслуживание теперь умещается на одном стандартном листе бумаги формата А4.

Сделано это за счет катастрофического уменьшения размера шрифта – его высота составляет всего лишь пол - миллиметра. Более того, в пунктах продаж услуг «Билайн» договоры ксерокопируются, и текст второй и третьей копий договора вообще превращается в черные горизонтальные полосы. Чтобы разобрать текст и вникнуть в условия договора, нужно в буквальном смысле пользоваться лупой.

Очевидно, компания «ВымпелКом» решила сэкономить не только на бумаге, но и на зрении своих абонентов. Таким образом, узнать точно все условия договора в момент его заключения становится невозможно: вряд ли покупатели услуг сотовой связи носят с собой лупы.

Согласно требованиям общепринятых стандартов, предъявляемым к оформлению технической документации, размер шрифта не должен быть меньше полутора миллиметров, иначе шрифт становится просто нечитаемым.

Компания «ВымпелКом» уменьшила шрифт договора настолько, что потенциальный абонент физически не может увидеть содержание всех его условий. Между тем, многие условия могут оказаться для потребителей очень важными.

Например, пункт 3.2 говорит о том, что о своем полном или частичном несогласии на изменение условий договора абонент должен сообщать оператору в письменной форме.

Пункт 3.4 также требует письменного заявления абонента, но уже в случае несогласия на передачу его персональных данных и информации о неисполненных им денежных обязательствах организациям, взыскивающим эти задолженности от лица оператора. В случае, если такого письменного заявления не последует, Билайн эту информацию о своем абоненте будет предоставлять.

Согласно пункту 6.4.1.5 оператор вправе продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии нулевого баланса счета. Получается, что абонент, в силу каких-либо причин вовремя не проконтролировавший свой баланс, может залезть в долги, сам об этом не зная.

А процентная ставка по задолженности абонентов перед Билайном может достигнуть аж 70 % годовых. Об этом говорит пункт 6.4.2.7, который устанавливает пеню в размере 0,2 % от суммы невыплаченных средств за каждый день просрочки.

Уменьшение шрифта договора компанией «ВымпелКом» ведет к нарушению прав потребителей, которые не могут подробно изучить все условия договора до его заключения.

Раньше к подобным уловкам прибегали отечественные банки, желавшие с помощью мелкого шрифта скрыть самые невыгодные условия кредитных договоров, устно не оговоренные с заемщиками.

Специалистам ОЗПП пришлось достаточно долго изучать текст договора, воспользовавшись для этого специальными лупами с подсветкой.

Решив, что оформление договора не должно противоречить правам и интересам покупателей, Общество защиты прав потребителей обратилось в суд с иском об увеличении размера шрифта текста договора до минимально необходимого для комфортного чтения, то есть в три раза.

В случае если ОЗПП выиграет судебный процесс, у абонентов Билайн, понесших нежелательные расходы в силу того, что они не смогли рассмотреть все условия договора из-за мелкого шрифта, появится возможность вернуть свои средства.


Ознакомившись с этими данными (будем считать их соответствующими действительности, уж очень похоже на практику операторских компаний), позволю себе публично озвучить три риторических вопроса:

1. Соответствует ли принципам ответственного и уважительного отношения к клиентам подобная практика?
2. Заслуживает ли она всемерного поношения и наискорейшего искоренения?
3. Имеет ли значение для абонентов, при каких именно обстоятельствах эта или подбные ей практики будут публично осуждены и запрещены в судебном порядке?

Повторюсь, это именно риторических вопросы. Ответы на которые для меня очевидны: "нет, не соответствует", "да, заслуживает", "не имеет значения".
 
Если одна компания ради достижения своих частных задач решила насыпать соли под хвост другой, избрав в качестве поводу её грубые и систематические прегрешения , то какая мне, абоненту, разница? Пусть мочат друг друга в нужнике и где угодно. Поскольку никаких иных путей упорядочения вызывающих своим хамством бизнес-практик просто не просматривается. К сожалению.

Не первый год операторы получают "сигналы" - вакханалия в части взаимоотношений с потребителями создаёт для них потенциальные проблемы большого масштаба. Систематическое хождение по краю чревато неприятностями. Компании долгое время отмахивались от этих предупреждений, и моих в том числе. Им казалось, что в силу очевидных причин недовольные абоненты никогда не смогут превратиться в достаточно серьёзную силу.

Но ведь карту защиты поруганных прав беззащитных абонентов могут разыграть не только сами абоненты, не правда ли? Кто же это может быть?! Правильно - сами операторы. А успешно разыграв - записать в "гору" конкурентам и много-много вистов себе.

В конкурентной борьбе все средства хороши. Кризис не тётка. И выскажу своё мнение: наезд на конкурентов по поводу реальных нарушений ими законодательства по защите прав потребителей это очень техничный ход. Он не требует маскировки, привлечения дорогостоящих специалистов по "чёрному PR" и т.п. Тем более, что последние отраслевые инициативы полны пропотребительской риторики.

В одном из своих постов Муртазин высказывает мнение, что в ответ Вымпелком может привлечь внимание к прегрешниям самой МТС. Мол, хлопцы не просчитывают ситуацию на ход вперёд. Не думаю, что в российской МТС полные идиоты. А их последние шаги - долгожданное предоставление возможности отключаться от операторских "информационных" рассылок и всевозможных "премиальных" контент-услуг свидетельствует об осознании компанией существующих рисков.

В любом случае есть надежда, что ужесточение конкурентной борьбы вынудит операторов быть аккуратнее с абонентами.
Tags: конкуренция, кризис, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments