Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Таки да, ценовые войны

За последние три недели имел возможность задать один и тот же вопрос людям из всех операторских компаний. Вопрос звучал так: "Можно ли трактовать то, что сейчас происходит на рынке как возобновление ценовых войн?"

Кто с тяжким вздохом закатывая глаза, кто хитро улыбаясь, все до единого подтвердили - на рынке вновь началась belli omnia contra omnes. Война всех против каждого. Главным (практически единственным) оружием в этой войне снова стали цены на услуги рыночных игроков.

Кто куда и зачем

По сравнению с первым раундом противоборства, нынешняя ситуация имеет ряд значимых отличий.

МТС жжот Начиная с зимы 2007-2008 года компания последовательно трансформирует своё предложение в направлении, заданном ещё тарифом "Свободный life:)". Кто уже не помнит, этот эпохальный тариф был представлен Астелитом в августе 2006-го. Он предполагал действительно бесплатное (без ПЗС) общение внутри своей сети. Стоимость звонков на другие сети была установлена единой - одна гривна за минуту (с НДС без ПФ).

МТС понадобилось почти полтора года, чтобы воспроизвести предложение своего наиболее опасного конкурента.

Под Новый 2008 Год абоненты компании, обслуживаемые по предоплате (ТМ МТС Предоплата, но не Джинс), получили приличных размеров бонус - 10 тысяч минут разговоров внутри сети, по 1000 минут в месяц. Пусть всего на десять месяцев и только в вечернее-ночное время, всё равно это было дофига. Контрактники получили пряник существенно меньших размеров - тоже 10 тысяч, но только для звонков на номера МТС-Семьи.

В начале апреля компания предложила уже безусловно бесплатное общение внутри сети в рамках тарифа Супер-МТС. Для пользователей предоплаченной формы звонки на другие сети тарифицировались по одной гривне плюс ПЗС. У контрактников ПЗС в этом (и всех остальных) случае не было, но имелось ограничение объема бесплатного общения внутри сети - только 500 минут в месяц. При том, что на припейде по сто бесплатных минут предлагалось каждый день. Цена вопроса была установлена в 50 гривен для контрактной и 25 гривен каждые 25 дней - для предоплаченной форм обслуживания.

После появления на свет тарифа Максимальный имени украинского Билайн Василий Лацанич и его команда ещё более увеличили привлекательность Супер-МТС. В "олимпийской" версии тарифа всего за 30 гривен в месяц предоставляется аж 1500 минут разговоров внутри сети. Стоимость звонков на чужие сети тоже существенно уменьшилась и составляет 75 копеек за минуту. Автор сих строк не смог устоять перед подобным предложением и вместе со своими коллегами перешёл на этот тариф.

Однако и это не стало "последним залпом". Для абонентов южных и западных областей Украины стоимость звонков на другие сети уменьшилась до 50 копеек за минуту. Тем самым МТС воспроизвела даже не "Свободный", а "Супер life:)", то есть наиболее выгодное по состоянию на конец весны 2008 года предложение Астелит.

Билайн экстремалит В отличие от прошлых лет Билайн решил превзойти в искусстве демпинга всех сразу. Предложенный компанией в конце мая тариф "Максимальный" превзошёл все ожидания публики. Фактически, за 200 гривен в месяц компания предложила "вообще безлимитное" общение. Поскольку выговорить восемь часов в день мало кто в состоянии физически. Подобные шаги от хорошей жизни не предпринимают. Поэтому основной версией полагаю слабые результаты 4Q07-1Q08 и общий кризис бизнеса компании.

Астелит осторожничает Компания довольно долго раздумывала над тем, как отреагировать на атаку Билайна. Фактически, всё свелось к тюнингу "Простого". Теперь первые 100 минут в месяц (не более 30 минут в день) разговоров на любые направления оплачиваются по 25 копеек. Включая и сеть самого Астелит. Мало того, разговоры тарифицируются интервалами по одной минуте!

По большому счёту, компания сделал вид, что предложила адекватный ответ. То ли не считает тенденцию на понижение долгосрочной, то ли не имеет уже запаса прочности для войны на истощение.

Киевстар морозится Накопленный жирок абонентской лояльности позволил крупнейшему игроку снова ограничиться частными шагами. В качестве наиболее выгодного предложения компания позиционирует тариф "Классический": 10 копеек внутри сети и 85 копеек - вне её, без ПЗС. Бесплатное общение внтури сети доступно только корпоративным абонентам. И только внутри абонентских групп! Каменный век с сравнении с предложениями других компаний.

Предварительные итоги

В результате очередного витка игры на понижение стоимости услуг ситуация на рынке выгляди следующим образом:

  1. Нулевая стоимость внутрисетевых звонков и звонки на внешсеть на уровне действующих ставок интерконнекта закрепились в качестве нового отраслевого ориентира. Да, используются разные ухищрения - поминутная тарификация, ПЗС, ежедневные лимиты, - но концепция остаётся неизменной. Исходящий трафик отдают по ценам, которые не компенсируют даже затрат по его обслуживанию.

  2. МТС равняется на Астелит. Похоже на то, что россияне смирились с невозможностью догнать Киевстар. И вполне серьёзно воспринимают угрозы турок сравнять свою с ними долю рынка по доходам.

  3. Киевстар продолжает пожинать плоды... Вот только чего именно? Своих правильных решений? Или ошибок некогда основного конкурента? Консервативная ценовая политики гарантирует акционерам и менеджменту много-много приятных минут в этом году.

  4. Однако всё более настойчиво звучит вопрос как долго Киевстар сможет держать свои цены на таком высоком уровне. Чудес не бывает. Украинский рынок очень чувствителен к цене.

  5. Билайн бьётся из последних сил. Последние жалобы на сложности с пропуском трафика на сети конкурентов - очень нехороший признак.

  6. Астелит уверенно прёт к цели. Компания набрала достаточный рыночный вес, чтобы спокойно переносить зоны турбулентности.

Tags: life:), МТС, билайн, киевстар, кризис, мобильная связь, рыночная среда, украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments