Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Неделю назад дал развёрнутый комментарий для журнала "Чистая прибыль". В минувший понедельник номер с материалом должен был увидеть свет.  Вместо этого журнал закрыт :(

Чтобы затраченное время не пропало даром, привожу комментарии здесь. 

1. Каковы последствия финансового кризиса для рынка?

Что касается последствий именно финансового кризиса, то главное из них - резкое падение капитализации телеком-операторов, чьи акции находились в свободном обращении на биржах, и, как следствие, снижение инвестиционных рейтингов и ухудшение условий банковского обслуживания. Наиболее яркий пример - история произошедшая в октябре с российским "Вымпелкомом". Один из его акционеров, Алтимо, взял кредит в 2 миллиарда долларов в Дойчебанке под залог большого пакета акций оператора. Однако по условиям кредитования, в случае, если акции эти дешевели на 75%, банк получал право требовать досрочного погашения кредита, либо отчуждать залог. Это могло бы привести к кардинальному изменению состава акционеров "Вымпелкома", и всей ситуации на российском и украинском рынках связи. Алтимо пришлось срочно перекредитовываться во Внешэкономбанке, и возвращать деньги Дойчебанку.

Для российского и украинского телеком-рынков характерна также проблема курса национальной валюты. И гривня, и рубль падают. Операторы получают от абонентов деньги в национальной валюте. Однако значительная часть их расходов номинирована в долларах. Это затраты на обслуживание долгов, капитальные затраты. В результате сокращается чистая прибыль и рентабельность бизнеса операторов.


На рынке скажутся и последствия экономического спада, который последует за кризисом. В первую очередь, это снижение абонентами расходов на телеком-услуги. Несмотря на то, что операторы сегодня утверждают, что связь - такая же повседневная потребность, как хлеб, экономить на ней будут. И в первую очередь крупные корпоративные абоненты, генерирующие сегодня более половины дохода операторов. Многие компании малого и среднего бизнеса вообще отказываются от корпораций, и переводят расходы на связь в разряд личных расходов работников. Второй фактор, который ударит по компаниям всех секторов экономики, в т.ч. телекома - кризис неплатежей.

В результате телеком-компании во всем мире, да и не только телеком, вынуждены будут отказаться от бизнес-модели, ориентированной на постоянный рост рынка. Эта бизнес-модель предполагала массированное привлечение внешнего финансирования - заемного капитала, либо средств собственников, в т.ч. привлекаемых на биржах. Сегодня эта модель перестает работать. Банки очень ухудшили условия кредитования - увеличили ставки, снизили сроки, требуют жестких гарантий. Биржи фактически бесполезны - дорого продать какие-либо ценные бумаги на них невозможно. Телеком предполагает долгосрочные инвестиции, однако частные инвесторы сегодня не настроены давать деньги надолго. На смену этой бизнес-модели приходит модель "реальной экономики" - компания может потратить на развитие не больше, чем заработала самостоятельно. Соответственно, изменятся и маркетинговые модели на телеком-рынке. Если раньше главной целью операторов было привлечение новых клиентов, то теперь они сконцентрируются на удержании существующих, и на повышении их прибыльности. Правда, это может обернуться стремлением операторов повысить свою маржинальность путём снижения стандартов, непрозрачных тарифных моделей со скрытыми платежами, агрессивного манипулирования потребителями.


3. Какой будет структура рынка после кризиса (можно указать доли рынка основных игроков)?


Количественные оценки долей рынка после кризиса не моя компетенция. Готов предложить качественные. Прогнозирую, что вырастет доля Астелит. Произойдет это за счет тех абонентов МТС и Киевстара, которые будут вынуждены перейти в режим жесткой экономии. Долю Билайна может увеличить только чудо. Зато можно прогнозировать, что Билайн окончательно потеряет небольшую долю Голден Телекома на рынке корпоративных подключений мобильной связи. Да и фиксированную абонентскую базу Голден Телекома пощипают Вега и Датагрупп. Доля Укртелекома на рынке мобильной связи не увеличится существенно, разве что если его наконец купят акционеры кого-то из крупных мобильных операторов. CDMA-операторы останутся в своих нишах, ни серьезного роста, ни сильного падения их доли рынка не ожидается. Поскольку их рыночная ниша - т.н. местная мобильная связь, - пока что недоступна для операторов GSM-сетей в силу особенностей регулирования.


4. На какие программы развития будут направлены инвестиции? Сколько?


В России и Вымпелком и МТС объявили о сокращении капитальных затрат на строительство сетей в связи с неясными перспективами кредитования и курса доллара. В Украине Астелит наоборот, объявил о том, что запланирован значительный объем инвестиций. Учитывая тяжелое финансовое положение его украинских акционеров, эти планы могут быть откорректированы. Инвестиции операторов будут, но а) за счет собственных средств, б) относительно небольшие, и в) направленные на неотложные цели: достройку значимых для бизнеса фрагментов сетей, оптимизацию сетей, ликвидацию узких мест в покрытии и пропускной способности.


5. От каких инвестиционных программ прийдется отказаться (временно или вообще)?


Можно ожидать приостановки инвестирования в технологии с неясным рыночным потенциалом. Это прежде всего ВайМАКС. Например, есть информация о том, что ВайМАКС-проект ММДС-Украина фактически заморожен. Не будет строиться новых магистральных сетей - благо на этом рынке предложение давно превышает спрос. Будут приостановлены проекты развития фиксированной связи крупных мобильных операторов, о которых так много говорилось. Операторы не будут форсировать и вопрос с 3G-лицензиями - ведь в случае их неожиданного получения им придется тратить значительные средства на развертывание сетей и маркетинг.


6. От каких услуг игроки рынка будут отказываться? А что будут внедрять?

Возможно, будут заморожены проекты, связанные с конвергентными услугами. Вряд ли большое развитие в ближайшее время получит IPTV. Конвергентные услуги и прочий tripple-play - технологии, которые дают конкурентное преимущество на насыщенном рынке, однако имеют низкую маржу. Операторам выгоднее сосредоточиться на уже существующих сервисах - передаче голоса, SMS-сообщений и данных.

7. Как операторы будут сохранять своих клиентов и доходность? Намерены ли они поступиться своей маржой? (Пойдут ли на снижение доходности с одного абонента?)


Снижение доходности с одного абонента - это для них будет как данность, от них это фактически не зависит. Однако операторы будут прилагать все усилия, чтобы либо эту доходность повысить, либо сделать так, чтобы низкодоходный абонент не слишком загружал сеть своим трафиком.

У операторов есть много вариантов решения этой проблемы. Например, различные пакетные предложения с фиксированной стоимостью (и, соответственно, фиксированной доходностью). Или различные скидки, которые в конечном итоге стимулируют пользование. Как уже отмечалось, к сожалению, на рынке имеет место тенденция применения операторами различных предосудительных практик повышения доходности - скрытые платежи, поминутная тарификация, подписка на незаказанные услуги и так далее.


8. Как может кризис отразиться на тарифах и объемах рынка?


Основным фактором, который будет влиять на тарифы, является падение курса национальной валюты по отношению к доллару. Операторам придется компенсировать потери, связанные с курсовыми разницами, поэтому можно ожидать каких-то форм привязки тарифов к доллару. Однако привязка эта не будет пропорциональной. В гривнах тарифы, возможно, и вырастут, но в пересчете на доллар - даже немного упадут.

Еще раз повторю - нужно ожидать появления различных скрытых платежей и прочих манипуляций со стоимостью услуг.


Общий объем рынка телеком-услуг упадет примерно в такой же пропорции, как и ВВП государства в целом.


9. Как в условиях кризиса участники рынка снижают издержки?


В первую очередь это сокращение маркетинговых затрат. Кризис совпал с достижением украинским рынком мобильной связи насыщения. Маркетинговые усилия операторов в лбом случае должны были бы сфокусироваться на удержании абонентов, а не на привлечении новых. Нельзя сказать, что управление лояльностью - низкозатратный процесс, однако не настолько ресурсоёмкий, как агрессивное завоевание рынка.


Операторы будут передавать на аутсорсинг различные функции своих внутренних подразделений. Тот же пиар, розничные продажи, обслуживание сетей и т.д. Российские операторы уже заявили о замораживании набора персонала. Зарплаты работников зафиксированы в национальной валюте и более не привязаны к доллару. Можно ожидать оптимизации и сокращения штатов, однако заявлений об этом операторы будут избегать.


Российские операторы также заявили о пересмотре всех контрактов с поставщиками услуг и материальных ценностей. Поставщики эти будут подвергнуты жесткому прессингу для снижения цен. Будет также введен режим жесткой экономии внутри компаний - вплоть до закупки канцтоваров и расходов на транспорт и электричество. 

 

Tags: кризис, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments