Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Vodafone Big Data Lab

Сегодня с чувством огромного удовлетворения посетил презентацию новой инициативы Vodafone Украина, Big Data Lab. Она выросла из разговора, который состоялся больше года назад, в августе 2016. Его участники, Виктория Рубан и аз, грешный, обсуждали возможные направления дальнейшего развития бизнеса мобильной связи. Как не стать "тупой трубой", новые возможности монетизации и тому подобные предметы. Слово за слово вышли на тему залежей данных, которые непрерывно накапливаются в OSS/BSS-системах операторских компаний. И родилась Идея.

Года назад, по следам того памятного разговора я накарябал для Mediasat статью, посвящённую операторским экспериментам в области "больших данных". Я советую всем, кто уже вовлечён или собирается поучаствовать в подобных проектах очень, очень внимательно её перечитать ещё раз. У меня сейчас нет ни времени, ни сил подробно разжёвывать все аспекты вопроса, о некоторых моментах и вовсе нет возможности говорить прямо. Поэтому ограничусь советом: внимательно и не спеша прочтите ещё раз. И все материалы по ссылкам тоже. Едва ли не все факты и тенденции, упомянутые в материале, теперь имеют непосредственное отношение к родным палестинам.

В чём заключается ключевая проблема тех инициатив в части Big Data, которые имели место до сегодняшнего дня? Предамся сладкому греху самоцитирования: "Если коротко, то проблема коренится в самой природе операторского бизнеса. Типичный оператор мобильной связи — это огромная корпорация, из числа самых больших в отдельно взятой стране. Она никому не доверяет и каждый доллар в кармане клиента считает своим. А долларов ей нужно много, очень много. На калькуляторах обычного оператора не бывает клавиш с меньше чем четырьмя нолями. А если это лидер рынка, то даже с пятью. Как результат, операторы пытаются заниматься анализом данных самостоятельно, причём за очень большие деньги. Это отрезает абсолютное большинство потенциальных клиентов, поскольку спрос на бизнес-аналитику крайне эластичен по цене. Клиентов, готовых заплатить тысячу гривен, на порядки (в десятки и сотни раз) больше тех, кто готов отлистать сто тысяч или миллион".

Собственно говоря, этот текст родился как побочный продукт очередного исследования, в ходе которого я искал аналоги родившейся идеи. Выяснилось, что в целом проблема уже осознана и направление мысли операторских визионеров совпадает с нашим. Например, в рамках концепции Business Insights «дочки» Telefónica в разных странах собрались предлагать клиентам возможность поработать с предварительно подготовленными наборами данных, собранных в их сетях. Другой проект компании, Luca, предполагает предоставлять услуги Big Data as a Service (BdaaS), используя свою облачную инфраструктуру Telefónica. Оказалось, что самостоятельная работа клиентов с данными, как предоставленными оператором, так и своими собственными, давно искушает умы визионеров Telefónica. Ещё в 2013 году в своих презентациях представители компании упоминали эту концепцию (см. слайд №8).

</div>


Так вот, Vodafone Украина пошёл ещё дальше, предприняв по-настоящему революционный шаг. Насколько могу судить, впервые в мире операторская компания открывает доступ к своим данным для неограниченного, по сути, круга заинтересованных лиц. Идея, на которой основан Big Data Lab, заключается в радикальном снижении организационных барьеров для желающих использовать операторские Big Data.

За три месяца тематического инкубатора, которым, по сути, является этот проект, его участники, во-первых, получат доступ к фрагменту реальных данных, накопленных компанией. Озвучена таблица из примерно ста миллионов записей, содержащих данные о пользовательской активности на протяжении трёх месяцев примерно ста тысяч абонентов Vodafone, проживающих в восьми западных областях. Они, разумеется, будут анонимизированы и, по словам, представителей компании, статистически репрезентативны. Я так понимаю, это сделано ради оптимизации нагрузки на поддерживающие инкубатор ИТ-системы.

Во-вторых, участники получат навыки работы с аналитическими инструментами, которые в случае BigData достаточно нетривиальны и, в целом, малодоступны для энтузиастов.

Результатом всего этого должно стать появление значительного, от десятков до сотен, количества юридических и физических лиц, которые будут иметь уже более-менее предметное представление о том, какого рода информацию можно извлечь из операторских данных. Участники смогут проверить свои гипотезы, получить бесплатные советы и консультации, поучаствовать в перекрёстном опылении друг друга идеями и знаниями. Те, кто по результатам участия в инкубаторе созреет для коммерческих проектов, получат доступ уже к полному набору данных, по всей стране, всем абонентам и за несколько лет.

Сверхзадача компании - создать открытую экосистему прикладного использования воистину гигантских залежей данных, которые она накопила за 25 лет своей работы в Украине. Четверть века, кстати, с ума сойти. В этой экосистеме она будет владельцем ключевого актива - собственно данных. Монетизация предполагается и за счёт продажи доступа к ним, и путём участия в бизнесе по принципу разделения доходов (как это принято в случае контент-услуг, например), и через приобретение перспективных команд. Плюс поиск кадров, идей, клиентов.

Очевидный вопрос о возможности консолидации данных "большой тройки" на сегодняшний день не имеет ответа. Компания, насколько я понимаю, пока что не забегает так далеко вперёд, отложив этот вопрос на следующий год. Насколько я могу судить, при наличии очевидных коммерческих перспектив конкуренты на откажут соискателям в доступе к их данным на аналогичных условиях. Анонимизация данных позволяет упростить их использование третьими лицами, что сильно упрощает всем жизнь. В общем, полагаю, "возможно всё".

В целом речь идёт об очень и очень интересном подходе, который, повторюсь, имеет немного аналогов в мире, а в таком радикальной виде, кажется, является первым. Уверен, что за этой моделью будущее и довольно скоро те люди в украинском Vodafone, которые стоят за Big Data Lab, начнут гастролировать по отраслевым мероприятиям, рассказывая о своём опыте.

Участие в проекте бесплатно и доступно всем желающим, обладающим посильным багажом специальных знаний - основы статистики, R и Python. Если кто из иностранных коллег не сможет лично присутствовать на мероприятиях - можно попробовать договориться о представительстве.



P.S. Мой блог переехал по адресу totaltelecom.dreamwidth.org

Исходная запись доступна по адресу https://totaltelecom.dreamwidth.org/540211.html Вы можете комментировать её там, используя OpenID, т.е. ваши действующие логин и пароль ЖЖ.
Tags: vodafone, стратегии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments