Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

История Анна Хазаре: добро должно быть с кулаками

История Анна Хазаре заслуживает внимания хотя бы потому, что она (как и многие другие сюжеты истории и современности) оказалась в зоне умолчания украинских СМИ. На первый взгляд имеет место парадокс. "Второй Ганди", как часто называют Хазаре его сторонники, смог на ровном месте, буквально в одиночку, без спонсоров и покровителей, создать массовое влиятельное контрсистемное движение. И не где-нибудь, а в Индии, типичной стране Третьего мира. В центре внимания этого движения находится проблема коррупции, которую принято считать главной проблемой развивающихся стран, основным препятствием к Эффективному Рынку, Подлинной Демократии и прочим хорошим штукам. Казалось бы, такой интересный опыт должны были замусолить и растащить на цитаты, прожужжать нам все уши рассказами "Почему у Индии получилось".

Однако парадокс этот кажущийся. Своим успехом Хазаре обязан ряду инноваций, которые категорически не вписываются в либерально-рыночную ортодоксию, на которую опирается "партия психолептиков". В частности, он отвергает (и не просто отвергает на словах, но опровергает на деле) постулат о монополии государства на инструменты принуждения, а это безусловно, тяжкий грех. Ещё хуже то, что его деятельность идёт вразрез с концепцией представительской демократии как высшей формы народовластия. Хазаре, по сути, апеллирует напрямую к обществу (охлосу, быдлу, источнику власти - нужное подчеркнуть), а это уже ни в какие ворота не лезет. Это опасная ересь как она есть.

В самой Индии сторонники умеренного прогресса в рамках законности не смогли обуздать старца. Многомиллионные протесты вынудили истеблишмент пойти на неприятные шаги вроде посадок чересчур алчных госслужащих, отмены миллиардных контрактов, увольнения и даже создание новых властных институтов. В наших краях "партия психолептиков" пока что ограничивается замалчиванием индийского опыта. Вместо Хазаре нам подсовывают Петлюру, вместо "эскадронов справедливости" - "декоммунизацию". И это таки работает.

Составить представление о жизненном пути, борьбе и успехах Анна Хазаре можно по этим материалам:

Подробный рассказ в "Блоге Толкователя": "Анна Хазаре: Жизнь и борьба индийского Навального"

Дополнительные детали и, что важно, углублённый анализ ситуации: Анна Хазаре: к морали и справедливости власть нужно принуждать

Взгляд на Хазаре британской ВВС: Индийский активист Анна Хазаре отказался покидать тюрьму

И, для объёмности, критический взгляд на "старого популиста": Анна на шее

Хазаре наглядно продемонстрировал возможность создания с ноля по-настоящему массового, без дураков народного и в полной мере эффективного политического движения. "С ноля" в данном случае означает без влиятельны покровителей, политических экспертов, бюджетов и прочих атрибутов "настоящей политики". При этом Индия - более чем непростое место для подобных экспериментов. И с коррупцией, в том числе элитной, и с политически мотивированным насилием, и с организованной преступностью в стране всё очень хорошо. В смысле, плохо. При этом Индия, как и Украина, является примером карго-культа Западной Демократии. Все институции белых людей на месте, а толку чуть.

Какие же уроки могут извлечь из него украинцы?

Урок первый и, пожалуй, наиболее важный: Хазаре провозглашал своей целью решение вполне конкретных проблем индийских крестьян. Ликвидация индустрии самогоноварения, высасывающей жизненные силы и деньги домохозяйств, интеграция "неприкасаемых" в жизнь общин, создание механизмов перераспределения ресурсов в пользу наиболее бедной и уязвимой части деревенского социума. Никакой возвышенной болтовни про Цивилизационный Выбор, Достоинство или Настоящую Демократию. Не беспокоит его, судя по материалам прессы, и постколониальный синдром, равно как и Возрождение Нации. Хотя этого добра в Индии навалом и желающих расчесать за исконные права титульной нации на своей, богами данной земле там с избытком. "Мусульманяку на гилляку" и симметричные кричалки с другой стороны традиционно пользуются большим успехом. Однако Хазаре не стал разыгрывать эту беспроигрышную карту.

Урок второй: взяв на себя миссию политического лидера Хазаре взял на себя и труд организации хозяйственной жизни своих сторонников. Он занимался ирригацией и разведением племенного скота, реформировал матримониальные привычки своих земляков и храмовые традиции. Иными словами, он нарабатывал не только политическое, но и экономическое влияние на "своей" территории, наглядно демонстрируя как выглядит в жизни воплощение его идей. Это прямо противоположно тому, как выглядит политический активизм в Украине. Редкий человек, претендуя на электоральную поддержку сограждан, готов продемонстрировать хотя бы небольшой клочок Родины, успешно трансформированный им во что-то более симпатичное, чем до него. В лучшем случае речь идёт о ремонтах и фасадах. Такого, чтобы украинский политик реализовал экономические и социальные отношения на сколь-нибудь значительной территории я даже и не вспомню.

Урок третий: добро может быть и с кулаками. Анна Хазаре крайне интересен тем, что его индивидуальный политический стиль стал вроде бы неожиданным развитием давно и хорошо "раскрученных" подходов Мохандаса "Махатмы" Ганди. В наших краях взгляды Ганди принято рассматривать через призму выдвинутой им концепции "сатьяграхи" как стратегии ненасильственного сопротивления британскому колониальному режиму. Однако Ганди как политик вовсе не был вегетарианцем. Отказ от насилия был вызван не тем, что Ганди его вообще не признавал. Признавал и даже уважал, как в случае нацистов, которым он симпатизировал. Ганди исходил из того, что насилие как метод политической борьбы в конкретных условиях Индии попросту не оптимально, даже контрпродуктивно. В конкретно-исторических условиях Индии середины прошлого века с насилием было связано слишком много издержек. Поэтому как инструмент ПРИНУЖДЕНИЯ противников Ганди предложил и успешно реализовал ряд методов, в которых физическое насилие не используется. Анна Хазаре в других конкретно-исторических условиях той же самой Индии взял за основу более агрессивные формы принуждения, включая и прямое физическое воздействие. При этом, насколько можно судить по вышеприведенным публикациям, это было рационализированное, ограниченное по масштабам и средствам принуждение. Одной из форм этого принуждения стало и организованное насилие "эскадронов справедливости". При этом основным инструментом политического давления на оппонентов Хазаре по-прежнему считает такие формы сатьяграхи как неповиновение и добровольные голодовки "до смерти".

В этом смысле достижения Анна Хазаре можно рассматривать как иллюстрацию подходов, описанных в материалах ресурса "Промежуточные итоги предварительного этапа"

В частности, подтверждается тезис о том, что принуждение есть намного более широкая концепция, нежели просто насилие. Продвигаемая с недавних пор Сергеем Дацюком идея институционализации бунта, как мне кажется, вызвана к жизни неразличением форм политической борьбы, среди которых бунт, если понимать под ним стихийное неорганизованное восстание, не только не единственный, но не оптимальный способ изменить ситуацию в свою пользу. История даёт примеры самых разных форм и методов принуждения истеблишмента и Анна Хазаре, безусловно, должен занять среди них видное место.

Наконец, стоит задаться вопросом насколько применим этот опыт к условиям нынешней Украины? Полагаю, что воспроизвести его буквально не получится. Как минимум, у нас совсем другая демография. Индия переполнена людьми, в первую очередь молодёжью. А это энергия, наснага та звитяга для чего угодно, в том числе и для активной борьбы за свои права. Украина в этом плане обескровлена эмиграцией и "демографической ямой" 90-ых.

Но, опять-таки, Устав не догма, а руководство к действию. Если у индусов получилось, то стоит прикинуть и к нашим условиям.
Tags: гражданское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    «В 1915 году мы занимались функциональными рядами, а в 1916 году — ортогональными рядами. А потом наступил тысяча девятьсот семнадцатый…

  • Vodafone Big Data Lab

    Сегодня с чувством огромного удовлетворения посетил презентацию новой инициативы Vodafone Украина, Big Data Lab . Она выросла из разговора,…

  • На рынке мобильной связи новый дискаунтер?

    Стас Юрасов сравнивает свежие данные об ARPU операторов: lifecell - 50,4 грн, Киевстар - 50 грн, Vodafone - 47,5 грн. И делает вывод: на рынке…

  • Big Data School от Киевстар

    В прошлую субботу имел возможность наблюдать выпуск второго набора Big Data School от Киевстар. Первый набор был выпущен 16 апреля 2016 года и уже…

  • (no subject)

    Хитро придумали в Киевстаре - дать безлимит корпоративным клиентам, причём бесплатно. Эта публика, во-первых, мало склонна к overconsumption,…

  • (no subject)

    Показная радость представителей корпоративного мира по поводу решения НКРСИ о проведении тендера на 2600 МГц частоты не должна вводить в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments