Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Последний шанс

Опубликованная в Лиге колонка, посвящённая ситуации вокруг 3G, как обычно была "причёсана" и "облагорожена". Исходная версия - ниже.

Похоже, что Украина упустила свой шанс решить надоевшую проблему с допуском "большой тройки" GSM-операторов к технологиям третьего поколения. До конца октября, когда согласно соответствующему указу президента должен состояться тендер на выдачу лицензий, осталось всего ничего, а регламентирующих документов до сих пор нет. С одной стороны, в этом нет ничего нового, эта ситуация наблюдается уже седьмой (!!!) год подряд. С другой стороны импотенция государства в деле решения более чем тривиальной задачи уж очень режет глаз. Одно дело злочынна влада папередныкив, которые-де в принципе не занимались ничем общеполезным, но у нас ведь уже полгода команда реформаторов, которая пришла к власти волею Майдана. Патриот на патриоте, профессионалы хоть куда. Хороший английский, уверенный взгляд, очки - вроде бы всё, что необходимо для радикальных реформ.

Большие всего обращают на себя внимания ужимки и прыжки Арсения Яценюка. Начиная с мая правительство четырежды (!!!) меняло свои взгляды на условия тендера. Неуемное желание премьера навязать именно свою точку зрения по этому вопросу уже вызвало открытый конфликт с Администрацией Президента. В середине лета туда был мобилизован экс-директор Майкрософт Дмитрий Шимкив. Весьма неудачно для г-на Яценюка г-н Шимкив незадолго до перехода на госслужбу активно пиарился именно на теме третьего поколения. Теперь коса нашла на камень и новый заместитель главы АП категорически отвергает любые попытки пересмотреть принцип "три лицензии всем трём ведущим игрокам".

Нельзя не отметить и то, что очевидных и убедительных аргументов у г-на Яценюка как не было, так и нет. Если он не хочет кормить государство-агрессора, так для этого есть намного более простой и красивый способ решить эту задачу - достаточно всего лишь наложить запрет на вывод дивидендов до момента завершения конфликта. Например, лидер рынка, компания Киевстар, на протяжении нескольких лет не выплачивала миллиарды гривен прибыли своим акционерам, которые пребывали в конфликте и заблокировали работу органов корпоративного управления. Этот примечательный факт никак не отразился на её операционной деятельности и даже поспособствовал рыночным успехам. Если же премьер-министр в принципе не хочет усиливать каким-либо образом присутствие российского капитала на рынке телекоммуникаций, тогда в принципе нет смысла проводить этот конкурс. В отсутствие собственных сетей второго поколения западные компании не станут участвовать в нём, даже если предложить им лицензии буквально за одну гривну.

Если же г-н Яценюк чувствует в себе задор попросту отобрать МТС-Украина и Киевстар у нынешних владельцев, чтобы передать их новосозданному "правильному" государственному оператору, о чём он начал рассуждать с недавних пор, тогда это вообще другой разговор. В этой связи нельзя на заметить, что недавний арест в Москве одного из владельцев МТС-Украина, российского олигарха Владимира Евтушенкова, вынуждает задаться вопросом насколько соответствует действительности теория заговора с участием российских бизнесменов, которую настойчиво продвигает премьер-министр. Неизбежен вопрос: чего на самом деле хочет премьер-министр и украинское государство в его лице? При всех своих запутанных и не всегда очевидных особенностях своей жизнедеятельности украинское государство устроено весьма примитивно и крутится вокруг одной-единственной "темы" - денег. Популярные в народе теории заговора - российского, американского, еврейского - при ближайшем рассмотрении редко находят подтверждение. Другое дело - возможность "откатить", "распилить" или "порешать вопросы". Такая возможность обязательно привлечёт к себе внимание желающих вплоть до высших эшелонов власти.

Выгодополучатели бесконечных проволочек с выдачей лицензий давно известны. В первую очередь речь идёт о Ринате Ахметове, который контролирует через свои активы сразу две эксклюзивные лицензии: на 3G/UMTS (версия стандарта, пригодная для GSM-операторов) и на 4G. Кроме него есть еще несколько тщательно законспирированных держателей аналогичных лицензий. По украинским меркам не будет ничего необычного в том, если эти уважаемые люди попросят премьер-министра или людей из его окружения посодействовать в сохранении стоимости их ключевых активов. В конце-концов именно так работает украинский фармацевтический "рынок", где в угоду сверхприбылям компаний-посредников сейчас, как и много лет подряд, срывается проведение тендеров на закупку лекарств, включая предназначенные для групп риска. Смерть без преувеличения десятков тысяч людей не является значимым фактором в процессе принятия высоких управленческих решений.

А если кому кажется слишком пошлым и низким променять право реформаторского первородства на тридцать коррупционных сребреников, так это проблема людей, которые до сих пор не избавились от ненужных иллюзий. Арсений Яценюк никогда не стеснялся откровенной пошлости и кича, обещая то пустить себе пулю в лоб в случае неудачи, то называя себя и своих коллеги "командой камикадзе". Пафосная болтовня - неотъемлемый атрибут работы украинского политика. Не стоит воспринимать её близко к сердцу.

Так есть ли шанс народу Украины получить доступ к технологиям хотя бы третьего поколения мобильной связи? Шанс есть. В качестве примера можно привести украинский Крым, где ещё в середине августа заработал первый сегмент 3G-сети. Не суть важно, что российский Мининформсвязи не раскрывает пока что название оператора этой сети, как неизвестно оно и российским компаниям. Важно то, что оказалось достаточным устранить украинское государство и людей, которые его представляют, чтобы за несколько месяцев давно назревший вопрос стронулся с места. Это звучит ужасно непатриотично, но, похоже, единственный способ возобновить процесс технологического развития в нашей стране это сделать что-то очень радикально с украинским государством. То ли заменить его на какое-то другое, хотя бы и молдавское или белорусское, где 3G присутствует уже много лет, то ли создать его по-новой. Но это должно быть нечто совершенно новое. Попытки улучшить и усовершенствовать Третью украинскую республику (если считать предшественниками УНР/ЗУНР и УССР) не дают заметного результата. Либо мы решительно изменим основания нашего государства и принудим его, наконец, обслуживать наши интересы, либо о нас будут "заботиться" совсем другие люди...
Tags: 3g, Украина, государственное регулирование, мобильная связь, публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments