Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Экспертная деятельность vs лоббизм в контексте управления частотным ресурсом

Время от времени мне в почтовый ящик приходят письма от читателей. Частенько - от анонимных. Как правило, людьми движет стремление изменить мир к лучшему, как бы банально это не звучало. Они видит во мне человека, имеющего некоторое влияние на происходящие процессы, поэтому делятся со мной информацией и размышлениями в надежде хоть что-то изменить. Одно из таких писем я получил где-то месяца полтора назад. Не буду его ни пересказывать, ни даже комментировать, лучше приведу ниже целиком. Автор изложил свои мысли вполне понятно и приведенные им факты говорят сами за себя. В этом же ключе выдержаны несколько моих последних материалов.

Я хотел бы сказать вот о чем. Когда пару месяцев назад прошла информация о появлении некоей Общественной рабочей группы, собравшихся заняться вопросами управления частотным ресурсом, я был сильно удивлен. Во-первых, меня удивил состав этой группы. За исключением Татьяны Поповой никто из вошедших в группу граждан не был замечен мною в какой либо деятельности на поприще регулирования телекоммуникаций. Более того, кроме Попоповй и Шимкива я вообще не слышал ничего ни про Кенигштейна, ни про Аникина, ни про других джентльменов. Во-вторых, моё внимание обратили идеи, которые они собрались продвигать. Как вы знаете, я не являюсь ресторанным критиком в чистом виде. Я зарабатываю себе на жизнь, непосредственно участвуя в производственном процессе, поэтому сам знаю, из чего делают эту колбасу. Если говорить о вопросах управления частотным ресурсом мне хорошо знакомы позиции всех участников, что позволяет в большинстве случаев сходу определить, чьи именно интересы выражены в той или иной концепции.


Озвучив своё желание преодолеть кризис, связанный с развитием 3G&4G, эта группа граждан почему-то сосредоточилась на нескольких вариантах решения задачи, полностью проигнорировав другие. Почему-то их возбудил только рефарминг частот и введение технической нейтральности, причём только в диапазонах 900 и 1800 МГц. Для меня самоочевиден вопрос - почему только в этих диапазонах? Почему не в диапазоне 800 МГц, который используют Интертелеком? Почему не в диапазонах 2,3 и 3,5 ГГц, которые используют Интеллеком и УНТ? Техническая нейтральность это именно что общий принцип, он априори не может быть ограничен отдельными диапазонами частот. Либо он принимается как руководящий принцип в целом, для любых частот коммерческого назначения, либо он повсеместно отсутствует.

Как наглядно объясняет в своём письме его анонимный отправитель, управление частотным ресурсом это сложная многоаспектная проблема. Что рефарминг частот, что технологическая нейтральность и даже внедрение навязшего в зубах третьего и четвертого поколений это всего лишь частные вопросы. Как убедительно, надеюсь, показано в моём последнем по счёту тексте, даже если говорить о деньгах для бюджета, то грандиозные ресурсы их "мобилизации" лежат буквально на поверхности, но в совершенно других местах.

Другое дело, что заявленная Общественной рабочей группой позиция и программа действий на сто процентов совпадают с позицией лидера рынка, компании Киевстар. Точнее говоря, этой позиции компания придерживалась на протяжении последнего года до середины текущего лета, когда ситуация заметно изменилась. Исходя из своих интересов и в чём-то уникальной ситуации компания отстаивала необходимости о введении технической нейтральности, причём именно в диапазонах 900 и 1800 МГц, где она располагает значительными излишками. Отсюда же вытекает и важность в её глазах рефарминга, о чём как об общественно значимой задачей заявили гг. Шимкив, Аникин и другие.

Очень важный момент, ради которого, собственно, я всё это написал. Человек, который берется или даже просто публично декларирует свое желание изменить мир к лучшему, обязан чётко различать экспертную позицию и позицию лоббистскую. Если говорить об участниках рабочей группы, они себя позиционировали как эксперты, то есть как люди, которые изучают конкретный вопрос исходя из интересов общества в целом. Экспертная позиция обязывала их подавать вопрос гораздо шире, нежели техническая нейтральность в двух диапазонах. Если уже завели речь про управление частотным ресурсом, то надо говорить о проблеме в целом. В частности о проблеме огромных диспропорции в стоимости РЧР для разных компаний. А по факту эта рабочая группа находилась в лоббистской позиции, продвигая позицию одного участника рынка. Я ничего не имею против Киевстара, более того, всячески его поддерживаю помогаю в ситуациях, когда интересы компании совпадают с интересами общества и рынка целом. Но, ещё раз, лоббизм это лоббизм, а экспертная деятельность это экспертная деятельность.

Вскоре после описанных события г-н Шимкив стал государственным чиновником и в настоящее время курирует ИТ и телекоммуникации. Вопрос, который у меня возникает, сводится к следующему: исходя из какой позиции, системы приоритетов он этим занимается? Находясь в какой именно позиции? Вот ведь вопрос, да?


Добрый день, Роман,

В последнее время Вы поднимаете очень важные вопросы для телеком-рынка, направляю свой аналитический обзор по легальности услуг БШПД.

Я был бы благодарен, если бы Вы подняли вопрос нелегальности и коррупцию хоть в какой-то форме( возможно в самой мягкой), для возврата рынка Украины в цивилизованное русло.Тем более новый состав НКРЗи возможно захочет хотя бы несколько вернуть инвест. привлекательность рынку. На самом деле все все знают, но пока стоимость "закрытия" глаз являлось более интересным.

На основании практически всех исследование даже мобильный высокоскоростной интернет используется по одному адресу (т.е. фактически стационарно), это подтверждают и фрештел и giraffe.
В существующих условиях рынка широкополосный доступ в многоэтажных городах практически стоит, в то же время в сельской местности идет активная борьба за голодного абонента (после GPRS, и доступных перегруженных 3G) стационарный фиксированный беспроводный доступ является очень востребованным, и сейчас развернута настоящая война кто первым «войдет» в населенный пункт. Существует очень много технических вопросов (я с удовольствием расскажу, если это будет Вам интересно)
Немного терминов, что бы было понятно о чем главная суть :
Существующие доступные частоты
Тип использования радиочастот :
Л01 эксклюзивное использование частот в регионе (согласовывается только со спец. пользователями (милиця, военные, сбу и т.д.)), т.е. фактически оператор не ограничен в расположении своих базовых станций.
Л02 частоты для совместного использования в регионе несколькими операторами на основании заключения о электромагнитной совместимости (действует правило первого подавшего на регистрацию, т.е. одни и те же частоты выдаются нескольким операторам, и если кто-то один из них подал на регистрацию первым, то второй в радиусе действия базовой станции первого оператора уже не сможет официально разместить свои передатчики)
Немного про частоты для БШПД (полный список в плане частот)
2.3Ггц Интел. коммуникации (giraffe) Л01
2.4ГГц открытые для лиц. частоты (обычный wi-fi, блутуз, микроволновые печи и т.д.) Л02 – отграниченные диапазон достаточно загруженные и не уже несколько лет для коммерческой эксплуатации может исспользоваться только в удаленных населенных пунктах.
2.5 ММДС- Украина (СКМ) Л01 единственный которому технологически допустимо использование технологии LTE.
3.5 freshtel Л01
И самые интересные для доступного строительства частоты в 5 ГГц :
5150-5250 для технологических пользователей (т.е. для предприятий, которые не предоставляют телекоммуникационные услуги), например объединение офисов и т.д., но на самом деле с нарушениями в этом диапазоне регистрируют магистральные каналы операторы не получая лицензии.
5250-5350 Л02 основной отрытый для лицензирования частотные диапазон, здесь в каждом регионе по 5-30 лицензий местных операторов с разной шириной канала, и самое главное все 100Мгц по всей Украине имеют Интертелеком, Укртелеком, Фарлеп-Инвест (Вегателеком)
5470-5670 Л01 тендерные частоты (самые дорогие) : тут три национальных лицензии Киевстар, Инфоком, Норматек и по две региональные, но самое главное, что эти частоты эксклюзивные и операторы могут развиваться без оглядки на других операторов, сервис должен быть самым лучшим т.к. не должно быть помех, но на самом деле это не так.
5725-5850 тоже Л01 Пан-телеком и UNTC, теже преимущества, что и выше, только Пантелеком нарушает условия лицензии передавая РЧР другим операторов в пользование.

А теперь об украинских реалиях, на самом деле существует огромная коррупционная схема, где оборачиваются крупные суммы. В каждый области существует до несколько десяткой полностью «черных» операторов(вообще без каких либо документов) и столько же «серых» (которые имеют хоть какие-то документы). Но т.к. оборудование для работы использует стандартные частоты, то такие операторы не только наносят экономический ущерб отрасли (необоснованный демпинг, т.к. практически отсутствует затратная часть), но и блокируют работу легальных сетей (т.е. операторы которые заплатили все платежи , не могут добиться от радиочастного контроля защиты своих прав. Откуда коррупция ? стоимость ввода в эксплуатацию одного сектора базовой станции в зависимости от удаленности стоит 3500-8000 грн, а нужно 3-4 сектора + магистраль, обычно закрывают глаза за 500-1000 грн за адрес.
Вы можете посмотреть самостоятельно подтверждение фактов на известном Вам ресурсе local.com.ua (введя в поиске, коррупция, удцр, пираты и т.д.), ситуация единая по всей стране.
Существует еще одна главная проблема большинства операторов - это использование дешевого оборудования на базе wi-fi (производства Ubiqiti и Mictotik), что дает технически невозможность работы в купленных частотах, например, оператор имеет лицензию на 40Мгц, для покрытия села ему надо поставить три сектора по 20Мгц, но указанное оборудование не позволяет повторно использовать частоты не только в одной базе, но в радиусе 5-15 км. Т.е. оператор занимает уже около 80 МГц и если хочет поставить базу в соседнем селе займет еще столько же и т.д. (технически детально могу объяснить, если имеет смысл).
Теперь про национальных операторов, Интертелеком построил огромную сеть базовых станцию, на всех своих сайтах CDMA и не только в диапазоне 5250-5350, т.е. фактически полностью занял единственный доступный диапазон для развертывания операторами. Т.е. в тех селах и окрестностях операторы уже не смогут ничего легально зарегистрировать, таким образом (как считают многие оператора) идет блокирование новых конкурентами. Но самое главное, что интертелеком выбрал дешевое оборудование UBNT, которое технически не может работать в той конфигурации, в которой смонтированы и введены в эксплуатацию сектора. Таким образом для хоть какой-то работы оператору нужно будет либо работать не на своих частотах (и это уже зафиксировано в нескольких областях) либо выключать несколько секторов, но и в этом случае оборудование не может стабильно работать, т.к. при количестве клиентов от 10 на сектор либо при интенсивной нагрузке (торрент и т.д.), начинаются резкие потери и задержки.
Фарлеп-Инвест развернул тестовые фрагменты сети на том же оборудование установив демпинговые цены как для бесповодного безлимитного доступа, но дальнейшее развитие сдерживается тем же интертелекомом (те же частоты Л02), и неправильным выбором оборудования.
Укртелеком планировал разворачивать сеть на Микротик, оборудование тоже имеет проблемы с повторным использованием частот, но имеет несколько большую производительность.
На практике практически все операторы, работают не на «своих» частотах, таким образом создают нездоровую конкуренцию, т.к. при ограниченном радиочастотном ресурсе обеспечивать неограниченные полностью пакеты на большой скорости технически невозможно, но использовать все доступные частоты, то такая возможность появляются, что и делают многие операторы без возможности в будущем хоть как-то легализоваться. Работа не на своих частотах создает как я и писал уйму проблем легальным операторам, при этом удцр делает только формальные отписки не убирая реальных нарушителей (примеры найдете на том же локале)
Теперь обратите внимание на операторов Фрештел и Жыраф, Вы там не найдете полностью безлимитных пакетов (скорость ограничивается после загрузки пакетного трафика), т.к. эти операторы работают легально. Как они могу конкурировать с пиратами, которые не платят практически не за что, и используют неограниченное количество частот ? Да, никак. И поэтому фрештел инвестор перевел на самофинансирования с начала года, т.е. фактически заморозил развитие и работу.
Теперь, про 3G\4G обратите внимания, что планируется продавать частоты полосами 25-35 Мгц, спектральная эффективность (т.е. какая может быть достигнута скорость на 1Мгц, приблизительно одинаковая), предложить конкурентные условия для фиксированного доступа (основные потребители), уже будет невозможно, т.к. в каждом селе в следующем году точно будет минимум по одному оператору, в большинстве случаев «черному\серому». За оставшихся 15% потребителям, которым нужен будет именно мобильный доступ и будет основная борьба в сегмента 3G\4G.
И еще один важный момент, с 1 апреля в 2 раза поднялись ставки за исспользование РЧР, и теперь представим, что оператор который получил лицензию на 40 Мгц и "пират" который исспользует частоты шириной 200-600 Мгц, при этом не платя никакие официальный платежи. О какой конкуренции может идти речь.
Tags: 3g, lte, государственное регулирование, кадры, экспертная деятельность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment