Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Трое против полутора: смогут ли CDMA-операторы удержаться на плаву?

В процессе подготовки материала о перспективах конкуренции CDMA-операторов с "большой тройкой" после выдачи UMTS-лицензий были собраны мнения десяти представителей индустрии. Вместе взятые они дают объёмную картину, своего рода срез мнений и показались мне достаточно ценными, чтобы сохранить отдельно.

Известно, что Украина одна из немногих стран Европы, в которой развёрнуты и эксплуатируются CDMA-сети. Это единственная страна, в которой они абсолютно доминируют в секторе современных беспроводных сетей широкополосного доступа (БШПД). Последние годы операторы этих сетей добились значительных успехов в части развития своего бизнеса: преодолён рубеж в 2 млн. абонентов, решена проблема несовместимости абонентских терминалов с GSM-сетями за счёт появления двухстандартных (GSM + CDMA) устройств, обеспечены поставки официальных ("белых") терминалов.

При всём при этом "большая тройка" GSM-операторов до сих пор не получила возможности развивать сети 3-го поколения. В связи с этим нас заинтересовал вопрос о том, станет ли значимым фактором при развёртывании UMTS/HSDPA-сетей наличие зрелых 3G CDMA-операторов.

1. Сколько времени может занять у GSM-операторов покрытие 3G-сигналом 30% территории города Киева? Городов миллионников? Областных центров? Есть ли у них для этого инвестиционный ресурс?
2. Какой профиль потребления будет доминировать первые два года в 3G-сетях «большой тройки»? Будет ли это использование смартфонов или же модемов?
3. Насколько вероятным Вам представляется введение GSM-операторами премиальной тарификации услуг на базе 3G хотя бы в первое время?
4. Насколько важен для пользователей фактор размеров покрытия 3G-сигналом хотя бы родного города? Для какой части аудитории значимы размеры покрытия по стране в целом?
5. Какие факторы будут работать на удержание существующих 3G-абонентов в CDMA-сетях? На их отток в 3G-сети GSM-операторов?
6. Какой Вы видите расстановку сил в сегменте БШПД через год после появления 3G в сетях GSM-операторов? Через два года? Три?





Виктория Павловская, пресс-секретарь "МТС Україна"

1. Сегодня вопрос появления 3G в Украине стопроцентно зависит от выдачи лицензий операторам. Мы технически, технологически и финансово готовы начинать внедрение. Если бы мы получили лицензии в ближайшее время, услуги 3G могли бы появиться в Украине уже в конце этого года - в начале следующего. В зависимости от готовности сети в определенном городе/регионе на запуск сети понадобиться от нескольких месяцев до года. МТС в 1 квартале 2014 года закончила масштабную модернизацию сети в ряде регионов. Модернизация коснулась и ядра сети, и транспортной сети, и базовых станций. На обновленных участках сети запуск услуг на базе 3G будет возможен в течение нескольких месяцев.

2. Учитывая неуклонный рост проникновения смартфонов – в сети МТС на сегодняшний день более 22% абонентов пользуются «умными телефонами» - и тенденции к дальнейшему увеличению этого показателя, безусловно, «смартфонщиков» будет больше, ведь практически все эти устройства поддерживают стандарт UMTS.

3. В мировой практике реализованы различные сценарии – некоторые операторы действительно повышали «порог вхождения» в первые месяцы "жизни" сети для того, чтобы обеспечить абонентам высокие скорости и качество услуги. В Украине все будет зависеть от стратегии каждого конкретного оператора, а также общей конкурентной ситуации на рынке в данный момент.

5. 3G интернет на базе CDMA – это достаточно нишевая услуга. Так, среди абонентов МТС Коннект 3G преобладают пользователи, которые подключают модемы к ноутбукам и даже стационарным компьютерам там, где проводной интернет по каким-либо причинам не доступен или отсутствует целесообразность его подключать (пригородные районы, села, съемная квартира). Поэтому существенно на изменение количества пользователей в нашем случае запуск 3G на базе UMTS не повлияет. Возможно, произойдет смещение акцента на развитие регионального покрытия там, где перспектива внедрения UMTS будет более отдаленной, особенно учитывая то, что технология CDMA позволяет покрыть бОльшие территории по сравнению с UMTS.

Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар»

К сожалению, реализация технологий связи стандарта 3G/LTE в Украине до сих пор находится в ситуации неопределенности. Поэтому делать прогнозы о сроках запуска услуг, их стоимости для конечного потребителя, спросе на соответствующие гаджеты, и других аспектах использования таких услуг – нереально.

Для запуска услуг 3G, необходимо переоформление разрешений на эксплуатацию каждой базовой станции, уже с учетом предоставления услуг в новом стандарте, сделать новые частотные присвоения. Также потребуется установка на сеть новых радио модулей данного диапазона, провести переустановку ИТ систем. Система тарификации должна быть так же адаптирована под новые сервисы. И еще есть масса других не менее важных деталей, которые нужно полностью закончить перед тем как начать предоставлять массовый продукт потребителям.

Все это связано с огромными ресурсными и временными затратами, которые могут влиять на сроки внедрения и стоимость конечного продукта. Реализация услуг 3G/LTE может осуществляться либо посредством конкурса на диапазон 2100 Мгц, либо путем внедрения принципа технологической нейтральности - выдача операторам разрешения на использование существующих частот 900/1800 диапазона для новых поколений связи. Отдельной возможностью развития четвертого поколения есть распределение «цифрового дивиденда» (частоты 800 Мгц), которые должны быть освобождены при переходе с аналогового на цифровое телевидение.

Каждый из этих способов требует отдельного подхода, и разных сроков, разных затрат. Обсуждение этого вопроса идет уже более восьми лет, однако нельзя сказать, что сегодня мы подошли к этапу практического внедрения новых технологий. Телеком операторы давно выражают желание и готовность внедрять сервисы 3G и 4G на своих сетях, и решение этих вопросов на стороне государства.

Елена Минич, Freshtel

1. На самом деле у операторов практически все готово. Поэтому можно говорить о том, что к моменту получения лицензии операторы будут способны в сроки необходимые для частотной легализации произвести запуск 3G на более чем 50% площади городов-миллиоников (это в случае получения лицензии в «родных» частотах). Если же лицензии будут в 2,1ГГц, то речь может идти о сроке в 3-6-9 месяцев – тендеры, закупка, производство , доставка, монтаж, легализация . Единственное, что операторы могут делать и делают уже сегодня так это расширение пропускной способности транспортной инфраструктуры. Инвестиционный ресурс у больших операторов есть - это как собственные средства, так и заемные деньги. Как правило, транспортная составляющая и ядро сети сегодня требуют минимальных инвестиций, поскольку операторы понимали, что рано или поздно эра 3G придет в Украину, поэтому закупали оборудование не только по принципу cost effective, но и по принципу Future Proof .

2. Все идет к Smallscreeninternet, поэтому стоит ожидать, что дангл-модемы уйдут в прошлое и будут в итоге занимать маргинальную нишу. Смартфон/планшет это удобно, дангл – уже нет – через пару лет его не куда будет уже подключать .

3. Думаю, этим будет заниматься «последний из первых», т.е. первым не потребуется что-то выдумывать - чтобы завлечь базу в условиях технологического вакуума необходимо просто будет две вещи:
- эффективная маркетинговая кампания;
- качественный и надежный сервис;
А вот последнему придется тяжко – демпинг и т.п. Поэтому на первых порах все будет более менее логично, но с приходом «доганяющих» мы снова сможем стать свидетелями «тарифных битв», которые в свое время вывели весь телекомрынок на уровень выживания.

4. Gокрытие важно. Зависимость современного человека от сети растет с каждым днем, поэтому важно быть всегда и везде connected. 3G откроет человеку новую качественную модель взаимодействия с информацией и с сетью. Поэтому нормальной стратегией оператора должно быть покрытие города целиком, за исключением действительно незаселенных зон. Что касается вопроса по покрытию страны, то сейчас довольно сложно строить какие-то прогнозы и рассуждать о желании аудитории. Думаю, что для человека куда важнее наличие сигнала в зонах его «номадичного обитания», чем процент присутствия его оператора по стране.

5. Важно понимать, что абоненты CDMA – это опытные абоненты с точки зрения использования услуги мобильного интернета, которые понимают, что такое «пропускная способность», и на что технологически способны CDMA сети. Поэтому их удержание возможно при реализации таких подходов:
- Разумной тарифной и продуктовой политики.
- Высокого уровня обслуживания.
- Постепенного перевода CDMA сетей в LTE (по принципу технологической нейтральности) и принципиального решения емкости сетей в густонаселенных районах. На частотах 800 Мгц вопрос емкости и пропускной споробности решить нельзя. Для этих операторов будет стратегически важно иметь частоты более высокого диапазона и строить иерархическую сеть с использованием `Small Cells Concept.
- Выведения на рынок новых устройств совместимых с скорее всего с LTE, чем UMTS и поиск взаимовыгодных совместных продуктов с с LTE/ UMTS – ибо потеря половины ARPU все же лучше чем всего целиком.

6. Силы будут расставлены пропорционально частотного ресурса и возможности инвестировать:
Киевстар - 30-40%,
МТС – 20-25%
Астелит – 10-15%
3Моб -3-5%
CDMA около – 10-15%.

Если появится LTE, то скорее всего поменяется как количество игроков на рынке, так и их комбинации. В итоге ожидается более сбалансированная конкурентная среда.

Тарас Кучерявый, Интеллеком (ТМ Giraffe)

1. Это вопрос к GSM-операторам, мы можем только оценивать заявления представителей компаний в СМИ. Судя по ним, потенциал для сравнительно быстрого разворачивания сети у них есть. Но здесь мы говорим фактически только о Киевстаре, т.к. у МТС уже давно есть сеть 3-G (МТС Коннект), а Лайф высказывал заинтересованность в запуске сетей сразу 4-го поколения.

2. Тяжело дать прогноз по перекосу в одну или другую сторону. С одной стороны, растет продажа смартфонов поддерживающих все на свете и мобильное потребление интернета плюс – растет роль соц.сетей, использование интернета «на ходу». С другой стороны, прирост количества абонентов происходит за счет малых городов и сел, людей старшего возраста. Для них мобильность и постоянное присутствие в интернете - не так нужна и важна, как молодежи. Это стационарное потребление в одном месте – т.е. через модем. Скорее всего рост будет в смартфонах, т.к. для миллионов GSM-абонентов появится решение 2-в-1 – и голос и быстрый мобильный интернет (на смену медленному GPRS) в одном устройстве.

3. Введение более премиальных тарифов выглядит оправдано только с точки зрения оператора – ведь он понес некие затраты на запуск сети, апгрейд оборудования. И один из украинских CDMA -операторов при запуске CDMA-2000 Rev.B так и сделал – немного дороже стоило пользоваться более быстрым интернетом. Но с точки зрения абонента и увеличения дохода это неправильно, т.к. тот же включеный в тарифный план трафик выкачивается абонентом быстрее, чем он делал это ранее, и вместо стимулирования потребления экстра-траффика низкой ценой, высокие цены будут заставлять клиента ограничивать свое потребление.

4. Как мы знаем, многие жители Украины ни разу в жизни не выезжали за пределы своей области/города. И естественно, что прежде всего у клиентов более острая потребность в хорошем интернете в 1-2 основных местах пользования в родном городе/селе – дома, на работе/учебе.

5. Поскольку 3G-сети GSM-операторов не смогут предложить более качественный скачок по скорости для тех, кто пользуется интернетом стационарно (в одном месте – чаще всего дома), то мы не прогнозируем большую миграцию наших клиентов и клиентов локальных беспроводных сетей (Wi-Fi сети, работающие в 2,4Ггц, 5Ггц) - в UMTS сети. Возможно, наши клиенты будут приобретать 3G в дополнение к нашему подключению. Скорее, прирост клиентской базы в 3G будет происходить за счет тех, кому нужна мобильность, кто хочет уже смотреть видео на ходу, кто использует сейчас CDMA решение для леп-топа/планшета/телефона – т.е. для большего удобства (все в смартфоне).

6. При условии, что все три оператора «большой тройки» получают 3G одновременно, и одновременно начинают предоставлять услугу, они смогут немного наростить свои доходы за счет своих же GSM-абонентов и за счет абонентов CDMA-операторов, которые могут мигрировать из-за очевидного удобства иметь комплексное решение от 1 оператора в 1 устройстве. Повторюсь - те абоненты, которые пользуются сейчас беспроводным решение WiMAХ или локальным решением Wi-Fi перейдут только в случае , если они смогут получить более высокую скорость, чем имеют сейчас. По этому параметру WiMAX способен конкурировать не только с 3G (как это есть сейчас), но и с 4G-сетями.

Начальник департамента оператора связи

1. Киев и область покроют за 4-6 месяцев. Одновременно будут делать и В6. Все областные центры покроют в течении года. Дальше покрытие на 2100 развивать не будут. Будут ждать конверсии в 900м диапазоне.

2. В основном потребление будет смартфонами и планшетами. Модель свистков ушла безвозвратно в прошлое.

3. Не будет премиальной тарификации при 3-х операторах 3-G. Арпу сильно не вырастет пока рынок не сократится до 2-х игроков и не вырастут доходы домохозяйств.

4. Важно сплошное покрытие города и пригородной зоны. Страна в целом для 3G не критична. Сплошное покрытие 2G достаточно. Когда 900й диапазон будет доступен для 3-G тогда сделают сплошное покрытие за 2-3 года.

5. Оценить не могу, но без перехода в 4G в 800-м диапазоне будущего у Интера нет.

6. Через 3-5 лет на рынке должно остаться два мультидиапазонных оператора. Интертелеком будет куплен кем-то из игроков. Если ВВП на душу населения в Украине вырастет в два-три раза, тогда будет место на рынке для третьего игрока но с небольшой рыночной долей.

Сергей Горбачевский, http://www.g-news.com.ua

1. 30% Киева, я думаю, покроют за 3 месяца, миллионники и областные за 6. Может быть даже быстрее, с учётом того, что операторы давно готовятся. Ресурс есть, за исключением возможно Лайфа, который и так сильно пострадал от курсовой разницы

2. Однозначно основное потребление придётся на смартфоны. Хотя модельный ряд должен быть полным и включать модемы и мобильные роутеры.

3. С учётом того, что основные платёжеспособные клиенты уже разобраны, на первоначальном этапе нужно «заманивать».

4. Для 95% это основной фактор.

5. На удержание – тарифы, на отток – возможность получения всех услуг в одном устройстве, роуминг.

6. GSM-операторы однозначно опередят CDMA уже через год. В первую очередь за счёт препейда. Дальше только рост.

Директор по управлению продуктом оператора связи

1. Уверен, что акционеры всех трех операторов владеют достаточными ресурсами и опытом для разворачивания 3Ж сети в Украине. На сколько мне известно, проекты подготовки сетей к переходу на следующий стандарт ведутся уже ни один год. Покрытие милионников и др крупных городов – вопрос месяцев. Рискну предположить – не более полугода.

2. Я думаю, что спрос на модемы уже в большой степени удовлетворен. Именно поэтому Интертелеком начал продавать портативные вайфай точки – расширяют рынок сбыта. Я ожидаю основной спрос со стороны абонентов смартфонов.

3. Это зависит от того, каким будет для каждого оператора кейс на разворачивание 3Ж. Если кейс будет построен на удержании/привлечении абонентов, а не на экстра доходе – то премиальных цен не будет. Особенно если лицензии одновременно получат 2-3 оператора. Хотя, на мой взгляд, при грамотном подходе к ценообразованию можно получить премию +30% от текущего счета.

К сожалению, маркетологи в Украине (в т.ч. в телекоме) злоупотребляют низкими ценами.

4. Все люди разные – и потребности у них тоже. Думаю, что для абонента важно покрытие тех зон, где он проводит значительную часть своего времени. Если я на условных Теремках бываю два раза в год – мне не важно, есть ли там покрытие 3Ж. Но по мере развития 3Ж покрытия у операторов, пользовательские ожидания будут расти. Для массовых продаж, однако, покрытие должно быть на уровне хотя бы 80-90%. Иначе продавец не сможет рекомендовать сервис (без опасений за свою репутацию).

5. Рискну предположить, что среди пользователей модемов (3G абонентов СДМА) достаточно высокий churn – не менее 10% в год, скорее всего – 25%. Появление УМТС технологии вряд ли существенно увеличит отток существующих абонентов СДМА операторов, но привлекать новых им станет гораздо сложнее.

6. Я не знаю структуру затрат СДМА операторов и затрудняюсь ответить, если ли у них cost advantage по сравнению с УМТС. Если есть запас по марже, то СДМА операторы станут нишевым игроком именно в сегменте БШПД. Я бы ожидал консолидацию до 1 игрока. Возможно, будет целесообразным переход на LTE в тех же частотах.

С т.з. GSM-UMTS оператора, БШПД – это нишевый, и не очень прибыльный рынок. Абонент БШПД платит самую низкую цену за ограниченный ресурс - емкость сети. Если цены на БШПД будут низкими, УМТС операторы не будут за него бороться.

Юрий Новоставский, UT4UVN

1. Несмотря на громкие заявления о "3G ready" оборудовании, громкие цифры готовности сетей, и т.п., фактически, готовность сети радиодоступа лишь немногим более полного отсутствия. Как результат, хотя первые "показательные" звонки могут быть сделаны очень быстро, реальное покрытие трети Киева будет не раньше чем через полгода, а покрытие на уровне такового у 3mob я бы не ждал раньше, чем через год после получения лицензии операторами "большой тройки". Про инвестиционный ресурс говорить сложно, поскольку в случае одновременной выдачи лицензии операторам придется соревноваться между собой, и убедить шерхолдеров в необходимости инвестиций будет проще.

2. Думаю, что в случае операторов "большой тройки" доминирующими будут пользователи со смартфонами и планшетами, как минимум за счет большого числа устройств на руках существующих абонентов. Фактически, такие абоненты "автоматически" станут пользователями 3G в результате развертывания WCDMA операторами GSM. Кроме того, для "модемных" пользователей, технология имеет заметно меньшее значение, чем для "смартфонных", рынок модемов близок к насыщению за счет сетей CDMA, и аргументов покупки нового модема для использования WCDMA не так уже и много.

3. В любом случае, строительство 3G потребует от GSM операторов существенных инвестиций, для возврата которых операторы будут пытаться увеличить ARPU, но вот какими методами будет проходить процесс прогнозировать не возьмусь

4. Фактор размера покрытия играет большую роль для "смартфонных" пользователей, неже-ли для "модемных", которые преимущественно используют БШПД в 1-3 фиксированных местах. Но в связи с небольшой географией поездок среднего пользователя, покрытие будет востребовано в родном городе, на даче и один раз в год где-то под Одессой. Национальное покрытие более интересно бизнес-пользователям, командировочным, сегмент которых сравнительно узок.

5. На удержание существующих CDMA-абонентов в первую очередь будет работать уже существующий парк абонентского оборудования, в первую очередь модемов, и длинный цикл его смены. Который, кстати, для модемом длиннее, чем для смарфонов. Но без перехода на LTE, в безоблачное будущее CDMA-операторов в длинносрочной перспективе я не верю.

6. Все будет зависеть от объема строительства и маркетинговых активностей операторов, объективно спрогнозировать которые сейчас тяжело. Но в кратко- и среднесрочной перспективе я не ожидаю очень резких изменений расстановки сил на рынке. Конечно, в случае, если никто из операторов не получит каких-либо преференций.

Андрей Дудченко, менеджер поддержки продаж компании Alcatel-Lucent

1. В последнее время GSM операторы проводят модернизацию сетей, главной целью которой является установка оборудования, готового к развертыванию 3G сетей. Поэтому с технической точки зрения проблем с развертыванием 3G сетей не предвидится. Но есть вопросы не технического характера, с которыми у операторов могут возникнуть проблемы и задержки с коммерческой эксплуатацией сетей. К примеру, это может быть вопрос с законным перехватом траффика, для которого необходима разработка шлюза перехвата и сертификация всей сети на соответствие требований к законному перехвату. Возможна ситуация, в которой до прохождения такой сертификации операторам будет запрещено предоставлять услуги 3G сетей.

Второй возможной проблемой может стать неравномерность владения частотного ресурса среди операторов. На текущий момент диапазон 900 МГц принадлежит главным образом Киевстар, у других операторов в этом диапазоне частот не так много. Также существует проблема распределения частот в диапазонах, так как для 3G требуется иметь хотя бы 5МГц полосу, а частоты GSM сейчас выделены операторам хаотически. Исходя из этого можно ожидать упорядочивания частотных лицензий с целью либо обеспечения непрерывающихся полос частот для каждого оператора, либо предоставления всем операторам равных конкурентных условий для запуска 3G сетей. Первый вариант могут сделать сами операторы, гармонизировав свои частотые диапазоны и заключив соглашения по взаимной передаче необходимых частот, а вот второй вариант видится невозможным без вмешательства государства, так как операторы вряд ли захотят отдать конкурентам частоты, за которые они уже заплатили наперед.

2. Учитывая, что подавляющее большинство (90-95%) устройств на территории Украины поддерживают 3G технологию, стоит ожидать , что доминировать будут смартфоны. Опыт других стран показывает стремительный рост потребления траффика мобильными устройствами – смартфонами и планшетами. Также возможны два сценария применения 3G – только для данных с предоставлением голоса на технологии GSM и с переносом голосовых услуг на технологию 3G, где они предоставляются с меньшими затратами частотного ресурса, а освободившиеся частоты GSM будут конвертированы в 3G.

3. По голосовым услугам нет никакой возможности ввести премиальную тарификацию. А вот по услугам передачи данных это скорее всего и будет реализовано через различные тарифные планы с ограничением либо скорости передачи, либо включенного в пакет суммарного объема данных.

4. Если мы говорим про голосовые услуги, то это несущественно, так как для абонентов это все происходит прозрачно и незаметно. При использовании услуги передачи данных разница, конечно, будет налицо и вопрос тут состоит только в конкретном используемом приложении. К примеру, Яндекс-пробки нетребовательны к скорости передачи и будут практически одинаково работать как на GSM, так и на UMTS. А вот просмотр видео, конечно, будет практически невозможен при отсутствии UMTS покрытия.
Сначала следует ответить на другой вопрос – какие приложения используются «на ходу», так как другие приложения будут использоваться также, как используются сейчас с зонами Wi-Fi – т.е. запускаться при наличии покрытия.В любом случае, лучшее покрытие всегда является преимуществом в глазах потребителей.

5. Главным неудобством для абонентов CDMA сетей в Украине является скромный выбор абонентских устройств и необходимость использования разных устройств, если для голоса абонент использует GSM телефон. Такие абоненты скорее всего предпочтут использовать одно устройство как для голоса, так и для передачи данных, если сеть UMTS обеспечит приемлимое качество этой услуги. В противном случае они останутся в CDMA сети. Также на поведение абонентов существенное влияние будет иметь стоимость услуги в одной и другой сети.

6. Лидером будет тот оператор, который сможет сбалансировать свою тарифную политику и свои технические возможности. Нет смысла предлагать низкие тарифы, ибо это приведет к перегрузке сети и недовольству абонентов качеством услуги, но также мало смысла имеет установка высоких тарифов, так как это будет отпугивать абонентов. Также на расстановку сил напрямую влияет очередность запуска новой технологии (первый запустивший будет иметь преимущество), а также решение вопроса по распределению частот (тот, у кого их больше, будет иметь большую гибкость при разворачивании новой сети).
Мне кажется больше интриги будет при запуске сетей на основе технологии LTE.


Комментарий компании Ericsson.
Tags: cdma, lte, мобильная связь, рыночная среда, стратегии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments