Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Jesus Phone

Благая весть явлена на днях всему постсоветскому пространству: Господь Джобс и пресвятые угодники - операторы российской “большой тройки”, - пренебрегая грехами нашими, по неизреченной милости своей наконец-то договорились явить нам, убогим, Величайший Телефон Всех Времён и Народов. Теперь уже официально, в ближайшем салоне мобильной связи. Аллилуйя!

Ещё немного, совсем чуть-чуть, и каждый менеджер среднего звена, каждая правильная девчёнка и серьёзный пацан, от черниговских братков до охранников нашего президента, от самого Ющенко до последнего “специалиста по PR” лёгко и просто смогут подлечить себе жизнь, привнеся в неё немного Настоящего Гламура. По многочисленным просьбам позолоченной общественности цена на IPhone 2.0 будет установлена в раёне тыщи бакс. И это правильно! Ибо даже дети малые знают: “то, что ты используешь, негласно говорит о том, где твоя среда. Это твой самый истинный показатель”.

Но шутки в сторону. Исполнилась давняя заветная мечта операторов мобильной связи. Стоит поразмыслить - к чему это может привести?

Для начала перечислим то, что на сегодняшний день известно о соглашениях между “большой тройкой” и Apple Inc. Вымпелком и Мегафон взяли на себя обязательства выкупить по 1,5 млн. устройств в течении ближайших двух лет. Обязательства МТС существенно меньше - один миллион за три года. Операторы будут закупать, ввозить, сертифицировать, продавать и обеспечивать сервисное обслуживание своими силами. Традиционные игроки мобильного ритейла - Евросеть, Связной и другие сети, - в данном соглашении не участвуют. Они готовы брать товар на реализацию. Но не более того.

Вопреки ожиданиям страждущих Яблока масс, цена вопроса оказывается весьма немалой. Приобретая телефон у производителя за 399 долларов, сами операторы будут вынуждены поставить на него ценник с тремя нолями. Да-да, порядка 24-26 тысяч российских рублей на старте с перспективой снижения к декбрьскому пику продаж до уровня 19-20 тысяч. Но не меньше. Надежды на возможность приобрести вожделенный телефон за 200-300 долларов на условии подписания долгосрочного контракта, по словам признанного эксперта Эльдара Муртазина из Mobile Review Group, не имеют под собой оснований. В отсутствие эффективных инструментов “принуждения абонента к порядочности” подобная практика неизбежно приведёт к массовому невыполнению обязательств и уходу большей части дотационных телефонов на вторичный рынок. Что никоим образом не в интересах операторов.

Положительным моментом является то, что официальные аппараты будут без проблем работать в сети любого оператора. Даже те телефоны, которые операторы будут предлагать вместе со специальными тарифами (большой объём услуг передачи данных по лояльным ценам), не будут иметь SIM-lock. Напротив, специальные тарифные предложения будут жёстко привязаны к iPhonе’ам. Как известно, Apple встраивает в эти устройства средства удалённого администрирования, что обеспечивает ей и операторам надёжный контроль.

Фактически, телефон возвращается в ту нишу, из которой он и снизошёл в массы на протяжении последнего года - дорогого статусного устройства для избранных. Для тех, у кого мозги устроены как-то по-особенному. Возникает вопрос - как можно воспринимать в качестве статусного устройство, которого только в России уже около полумиллиона штук? Именно такую цифру называют российские операторы, ориентируясь на данные зарегистрированных в их сетях IMEI (уникальных кодов телефонных аппратов). Хороший вопрос, правильный. Каким окажется ответ на него - покажет будущее.

Чтобы осознать странность (долго думал, не лучше ли написать честно - идиотизм) произошедшего, вспомним некоторые особенности мобильной связи в наших странах. В России, как и в Украине, предоставление услуг мобильной связи и продажа собственно телефонов это два отдельных рынка. На каждом из которых совершенно разные и состав участников, и правила игры. Важно то, что операторы мобильной связи не имеют опыта в продвижении самих терминалов. До сей поры все их попытки были либо крайне ограничены по масштабам (дотирование бюджетных устройств для контрактных абонентов), либо приводили к разного рода конфузам. Хрестоматийной стала история с i-mode, популярной в Японии моделью продвижения дополнительных услуг. Вложив около 58 млн. USD, российская МТС в конце-концов была вынуждена закрыть проект. Закупленные для него телефонные аппараты распихивали по ценам ниже себестоимости.

Отраслевые эксперты скептически относятся к возможности для операторов выполнить свои обязательства. Причин много. Слишком высокая цена. Средняя цена мобильного телефона в России, по данным MForum Analytics на II квартал 2008 г., — $259 На долю телефонов в ценовой категории свыше 400 долларов в 2007 году по данным “Евросети” пришлось менее 12% продаж от общего количества в 32,45 млн. штук. При этом на рынок уже вышли и продолжат выходить аналогичные по фукнциональности и цене модели других производителей. Самое главное - пик спроса на айФон уже в прошлом. Все, у кого было 600-800-1200 у.е. на красивую игрушку, уже приобрели её. А новая модель не предлагает ничего, что может мотивировать массовую замену купленных телефонов. Внешний вид - идентичный. Поддержка UMTS ещё год-два будет неактуальна для Москвы, в которой проживает до 60% нынешних пользователей устройства. Зачем платить снова? Зачем платить столько для людей, которые приобрели айФон в Штатах за 300-400 у.е.?

Как такое могло случиться? Очевидно, сработал стадный инстинкт участников “большой тройки”. Никто не мог позволить себе остаться за бортом корабля, идущего в Яблочный Рай. Другой дело, почему первым “раскололся” Вымплеком? Заслуживает интереса версия о том, что подписание соглашения с Apple стало прощальным красивым жестом Изосимова, покидающего компанию. Которому тоже ведь нужна красивая строчка в послужном списке: “Первым принёс Веру Истинную на просторы земли московитов…” Аминь.

Относительно Украины пока ничего не определено. Соглашение материнских компаний УРС и МТС не распространяется на их “дочек” в Украине. Хотя в любом случае можно с высокой долей вероятности предполагать, что МТС и Вымпелком будут так или иначе завозить аппараты в Украину, чтобы выполнить неподъёмные планы по продаже в России. Недавно о поставках iPhone 3G на турецкий рынок договорилась и Turkcell.

А пока что представители украинских операторов ведут изнурительные переговоры с Apple Inc. Которая, по их словам, пытается навязать однозначно неприемлемые условия. И, скорее всего, возьмёт верх. Так что вполне вероятной является ситуация, когда этот телефон и в нашей стране будут предлагать практически все основные игроки. Кроме, возможно, Киевстар. Поскольку это локальный игрок, пусть даже и с лидерской позицией, а в Apple любят иные масштабы. Впрочем, вряд ли Киевстар что-то потеряет. Вполне возможно, что неучастие в этот сумасшествии сбережёт её менеджменту и акционерам много нервных клеток и денежных средств.

Об условиях продвижения телефона в Украине пока говорить рано. Однако они и не могут сколь-нибудь заметно отличаться от таковых в России. Причина проста - прозрачная граница, через которую уже давно идут значительные объёмы “серых” поставок. По закону сообщающихся сосудов любой дисбаланс в части цены или условий продажи телефонов немедленно приводит к активизации контрабанды.

История с айФоном стала ещё одним свидетельством кризиса идей, которым охвачен сектор мобильной связи. Операторы никак не научатся зарабатывать на чём-либо, кроме трёх ключевых услуг - речевой телефонии, сервиса коротких сообщений и передачи данных. Распиаренные контент-услуги до сих пор составляют ничтожные три-четыре процента от общего дохода услуг мобильной связи. Пытаясь нащупать новые направления, компании хватаются то за конвергентные услуги, то за “услуги третьего поколения”, то за tripple play. Теперь вот ещё и за продажу дорогих телефонов.

Время покажет, сколько они потеряют от этой сделки. Или приобретут.

 

Источник: http://www.banksy.co.uk/ 
Tags: гаджет, мобильная связь, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments