Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Есть ли деньги в ОТТ-ТВ: прямая речь

В процессе подготовки материала об ОТТ-ТВ запросил и получил комментарии нескольких компаний. Они были слишком велики, чтобы использовать целиком, поэтому в материал попали выжимки. Между тем мнение крупнейших участников рынка представляется мне достаточно ценным, чтобы привести его без купюр. Благо это мой собственный блог, где я не ограничен ничем. Кроме, разве что, собственного вкуса и здравого смысла. Так что выкладываю комментарии компаний в их изначальном виде. В своих вопросах я допустил пару содержательных ошибок (не к месту упомянул CDN-сети, которые вовсе не являются синонимом IPTV). В тексте уже всё по уму.

"Воля", Анна  Михаэлян

1. Видите ли вы возможность для развития ОТТ-ТВ в рамках платного (по подписке) вещания?

Рынок платного ТВ в Украине ежегодно растет. Происходит это в первую очередь из-за роста потребности в качественном контенте – и это является основным драйвером при выборе платного ТВ в принципе. При этом, далеко не все провайдеры даже платного ТВ могут обеспечить контент достаточного уровня. У Воли это направление всегда было приоритетным – с момента запуска цифрового ТВ ВОЛЯ была провайдером самого большого числа каналов, во многом уникальных ( в 2012-2013 годах, к примеру, были добавлены уникальные детские каналы, каналы в высоком разрешении Discovery Show Case HD, Animal planet HD, Volia Kino HD, Fox HD). Поэтому первой выгодой для миллионов домохозяйств является доступ к лучшему ТВ-контенту за счет выхода Воли за пределы своего покрытия (за счет использования ОТТ-ТВ).

Второй важной выгодой (при наличии широкого спектра каналов) является внедрение инновационного функционала (catch-up, multiscreen). Это кардинально улучшит пользовательский опыт, во многом поменяет привычки смотрения и подстегнет развитие платного ТВ в Украине.

2. Как связаны и связаны ли вообще бюджеты домохозяйств на доступ к Интернет с одной стороны и оплату услуг ТВ с другой?
Одной из выгод при пользовании двумя услугами от одного оператора является возможность получения дисконта. ВОЛЯ активно начала развивать это направление с весны 2011 года. Именно в это время были запущены первые бандл-пакеты. Благодаря этому домохозяйство может сэкономить на оплате услуг ТВ+Интернет. Такой же принцип у нас будет соблюдаться и для услуги ВОЛЯ Smart HD на сети ВОЛИ. Свой действующий бандл-тариф, на которые уже установлена специальная цена, абонент будет «апгрейдить» до интерактивного ТВ.

3. Как вы оцениваете размеры спроса на услуги ТВ-вещания в Интернет?
Ежегодно в наш колл-центр обращается от 15 до 20 тысяч абонентов, желающих подключить услуги ТВ от ВОЛИ, но живущих вне зоны нашего покрытия. Это самая очевидная часть целевой аудитории, заинтересованная в качественном контенте. В данном случае канал доставки этого контента не имеет значения. Спрос на интерактивность более конкретно можно будет оценить чуть позже.

4. Что поменялось за последние пару лет в части сетевой инфраструктуры доступа к Интернет? Актуальны ли на сегодняшний день оценки пропускной способности сетей доступа и внешних каналов операторских компаний как «бутылочного горлышка», которое обуславливает сложности с массовым спросом на онлайн-вещание?
Самым главным нововведением является инновационная технологии adaptive bit rate, которая в рамках сценария ОТТ позволяет подстраивать качество изображения в зависимости от среды (качества последней мили). Это существенное и дифференцирующее технологию ОТТ преимущество.

5. Какие требования к пропускной способности сетевой инфраструктуры предъявляют на сегодняшний день услуги Интернет-ТВ, в том числе и высокой чёткости? На уровне отдельного абонента? На уровне распределительных сетей? Магистральных каналов?
Относительно последней мили, для обеспечения качества мы рекомендуем канал от 5 мбит/сек. При этом необходимый минимум для SD каналов - 2-3Mbps и 4-5Mbps – для каналов в HD.

6. Можно ли утверждать, что IPTV-решения более неактуальны? Если по-прежнему актуальны, то в каком качестве? Как соотносятся между собой OTT и IPTV решения для ТВ-трансляций в сети Интернет?
С нашей точки зрения для простоты понимания вопросы можно использовать следующую аналогию – IP TV подразумевает движение только по дорогам хорошего качества – это услуга исключительно для управляемых сетей. OTT в свою очередь использует «публичный» интернет (т.е. применима как для «бездорожья», так и «высокосортных автострад»). Из нашей практики было достигнуто устойчивое качество SD-каналов на последней мили aDSL через Укртелеком, при пропускной пособноти 1,3Mbps

Группа Vega, Наталия Агаркова

Все без исключения массовые потребительские рынки в Украине переживают проблемы, связанные с ограниченным спросом со стороны населения. При этом для большинства зрителей телесмотрение ассоциируется с бесплатной моделью доступа. 

Аналитики Департамента развития бизнеса телекоммуникационной группы Vega считают, что Ваш постулат «для большинства зрителей телесмотрение ассоциируется с бесплатной моделью доступа» в действительности можно подвергнуть сомнению. Телезрители уже давно платят за услуги телевидения и готовы платить за качественный контент. Есть рынок спутникового и кабельного телевидения, который пользуется спросом. Можно сказать, что рынок IPTV еще не достаточно разрекламирован, но это вещь поправимая.

1. Видите ли вы возможность для развития ОТТ-ТВ в рамках платного (по подписке) вещания?
У данного типа вещания есть ряд технических ограничений, которые могут повлиять на развитие данной услуги. С другой стороны, ОТТ-ТВ не имеет ограничений по географии доступа.

2. Как связаны и связаны ли вообще бюджеты домохозяйств на доступ к Интернет с одной стороны и оплату услуг ТВ с другой?
По мнению маркетологов компании, данные услуги не связаны. Пользователи сети Интернет могут вообще не интересоваться услугой телевидения. Такие абоненты готовы платить только за услугу доступа к сети Интернет. Есть сегмент клиентов, которым интересно телевидение. Этот сегмент уже сейчас платит за дополнительную возможность смотреть интересующие их каналы. Предполагаем, что и в дальнейшем они будут платить за телевидение. Есть два аспекта, которые могут снизить стоимость услуги TV через фиксированный доступ в сеть: 1. Получение лицензий на 3G, 4G мобильными операторами; 2. Демпинг цен на данную услугу (предоставление IPTV за низкую цену в дополнение к основной услуге – доступу к сети Интернет).

3. Как вы оцениваете размеры спроса на услуги ТВ-вещания в Интернет?
Скорее всего, это 10-15% абонентской базы пользователей интернета.

Традиционно в среде операторов сетей связи и производителей оборудования для них бытует мнение о том, что адекватные техническим реалиям подходы к организации такого вещания требуют наличия т.н. управляемой сети (CDN), или, иными словами, именно IPTV-решений. В рамках такого подхода OTT TV непригодно для организации массового сервиса с высокими потребительскими характеристиками, включая HD-вещание. 
Прежде всего, мы рекомендуем не путать CDN (Сеть доставки контента) c сетью оператора. Кстати, для создания и предоставления услуги OTT на «своей» сети оператору нет необходимости приобретать дорогие платформы, требующие также больших трудозатрат при проектировании и обслуживании.

Для предоставления телевизионных каналов на «своей» сети оператору несоизмеримо выгодней использовать технологию IPTV, так как при этой технологии полоса, потребляемая сервисом, зависит от количества активных (просматриваемых в текущий момент времени) каналов и не зависит от количества абонентов, использующих сервис. В OTT, напротив, полоса зависит от количества активных абонентов. Соответственно, полосы в 150М б/с будет достаточно для обеспечения сервисом ОТТ 30 абонентов, а технология IPTV позволит предоставить 30 активных каналов любому количеству активных абонентов.

1. Что поменялось за последние пару лет в части сетевой инфраструктуры доступа к Интернет? Актуальны ли на сегодняшний день оценки пропускной способности сетей доступа и внешних каналов операторских компаний как «бутылочного горлышка», которое обуславливает сложности с массовым спросом на онлайн-вещание?
По нашим оценкам, наиболее узким местом при активном росте OTT будут «внешние» и региональные каналы оператора. Сеть агрегации, модернизированная до 10 Г, выводит этот участок из «узкого горлышка». Сеть доступа, как правило, не является узким местом. Стык сетей агрегации и доступа с пропускной способностью в один гигабит позволяет подключить 300 абонентов без IPTV и 250 в случае активного пользования услугой IPTV.

2. Какие требования к пропускной способности сетевой инфраструктуры предъявляют на сегодняшний день услуги Интернет-ТВ, в том числе и высокой чёткости? На уровне отдельного абонента? На уровне распределительных сетей? Магистральных каналов?
Транслируемый по технологии IPTV телевизионный канал SD качества потребляет полосу 4 – 6 Мб/с. Для HD качества требования несколько выше: необходима полоса в 8 – 12 Мб/с. На любом сетевом уровне IPTV потребует полосу в 150 Мб/с. Эта цифра получена эмпирическим путем за время тестирования услуги на сети Vega.

3. Можно ли утверждать, что IPTV-решения более неактуальны? Если по-прежнему актуальны, то в каком качестве? Как соотносятся между собой OTT и IPTV решения для ТВ-трансляций в сети Интернет?
По нашему мнению, данный вопрос скорее лежит в плоскости маркетинга, чем технологий. Основным преимуществом OTT является возможность предоставить сервис любому интернет-пользователю на любое устройство. Операторы IPTV, контролирующие сеть, могут предоставить качественный контент на главное устройство просмотра – телевизор, но для введения полиэкранности нужно усовершенствовать технологию до гибридного IPTV/OTT. Так, мы рассматриваем OTT как эволюционную ступень развития технологий доставки контента итернет-юзеру, которая повышает удобство сервиса. При этом никакой угрозы для линейного телевидения на ближайшую перспективу не существует, так как просмотр телевизионных каналов является классическим способом пользования, от которого зрители откажутся нескоро.

Александр Данченко, Генеральный директор «Датагруп»

Какие требования к пропускной способности сетевой инфраструктуры предъявляют на сегодняшний день услуги Интернет-ТВ, в том числе и высокой чёткости? На уровне отдельного абонента? На уровне распределительных сетей? Магистральных каналов?

Поскольку в перспективе мы ожидаем роста пользователей услуги, сеть «Датагруп» изначально строилась под triple play. Помимо этого, сеть в обязательном порядке должна поддерживать качество обслуживания, разделения трафика конечных пользователей, дифференциацию услуг.

Для реализации полноценного ТВ-сервиса оператор в первую очередь должен не только расширить пропускную способность транспортной сети, но и обеспечить широкую полосу в «последней миле». «Датагруп» для передачи порядка 130 каналов от головной станции, которая находится в Киеве, в регионы использует каналы ёмкостью 500 Мбит/с.

Можно ли утверждать, что IPTV-решения более неактуальны? Если по-прежнему актуальны, то в каком качестве? Как соотносятся между собой OTT и IPTV решения для ТВ-трансляций в сети Интернет?
Некорректно говорить о соотношении ОТТ и IPTV. ОТТ – это некая виртуальная платформа, где размещается контент, а IPTV – это способ доставки контента напрямую от провайдера. Например, «Воля» запустила свою ОТТ-платформу, а «Датагруп» предоставляет транспорт от этой платформы до конечных абонентов. Дело в том, что у нас в стране среди пользователей и даже поставщиков услуги произошла путаница в понятиях. Все почему-то решили, что IPTV – это какое-то прогрессивное, сверх качественное телевидение. Но это не так. По IP протоколу просто предоставляется цифровое ТВ. Во всем мире провайдер получает лицензию на право вещания на определенной территории, а не на способ доставки сигнала (технологию доставки). Технологически каждый для себя решает поставленную задачу.

Видите ли вы возможность для развития ОТТ-ТВ в рамках платного (по подписке) вещания?
На сегодня не в том объеме, в котором сами игроки рынка ожидают. И вопрос не в отсутствии покупателя, а в активном развитии пиратского контента, демпинга. Проблема в том, что законодательство Украины не успевает за технологическим развитием. Пока у нас примут правила и порядок лицензирования той или иной услуги, во всем мире она уже устареет.

Но, я думаю, в ближайшем будущем пользователи оценят преимущества технологии ОТТ: нет привязки к конкретному провайдеру и его пакету услуг, качество легального контента, его эксклюзивность.

С точки зрения монетизации, есть несколько путей привлечения прибыли. Первый, это продажа эксклюзивного контента. Второй, он-лайн трансляция событий. Третий, выход на локации, где нет альтернативы в виде кабельного ТВ. При этом, уже за последний год процент тех, кто покупает подписку растет, а это значит, что провайдеры ОТТ услуг могут рассчитывать на стабильную прибыль. Если посмотреть в мировом тренде, то доход от подписки составляет порядка 25-30% от прибыли.

Как вы оцениваете размеры спроса на услуги ТВ-вещания в Интернет?
Спрос на услугу однозначно будет расти. Зритель становится избирательным и не хочет смотреть все, что ему предлагают по телевизору. Также росту показателя способствуют производители телевизоров с функциями Smart (с WI-FI), HD, 3D. На мой взгляд, в Украине рынок платного ТВ сейчас составляет не более 30%, при этом на интернет-ТВ приходится не более 7%, но при этом в 2011 году этот показатель был не более 2%.

Как связаны и связаны ли вообще бюджеты домохозяйств на доступ к Интернет с одной стороны и оплату услуг ТВ с другой?
Они связаны только в том случае, если пользователь получает две услуги по одному кабелю. В таком случае он даже не задумывается о пропорции затрат на каждую из услуг.

МТС

1. Что поменялось за последние пару лет в части сетевой инфраструктуры доступа к Интернет? Актуальны ли на сегодняшний день оценки пропускной способности сетей доступа и внешних каналов операторских компаний как «бутылочного горлышка», которое обуславливает сложности с массовым спросом на онлайн-вещание?

Вопрос о бутылочном горлышке уже не стоит так актуально. Большинство операторов обеспечивают реальный доступ не менее 10 Мб/с, что достаточно для потребления большинства услуг OTT.

Кроме того существует несколько факторов, обеспечивающих возможность качественно предоставлять ОТТ на сети большинства операторов:

1. Современные протоколы компрессии видеосигнала H.264 и приходящий ему на смену H.265, стримминг с использованием адаптивного битрейта HLS, дают возможность предоставлять услуги OTT с достаточно высоким качество при этом не занимая существенной полосы.

2. Использование CDN для предоставления услуг OTT становится еще более актуальным чем в случае IPTV. Мы видим этому много наглядных примеров: кэширующие сервера размещаются в точках обмена трафика или на площадках крупных операторов. Во втором случае мы наблюдаем также и пример партнерства - операторы OTT, для обеспечения качества услуг идут на то, чтобы поделиться доходами с операторами последней мили.

2. Какие требования к пропускной способности сетевой инфраструктуры предъявляют на сегодняшний день услуги Интернет-ТВ, в том числе и высокой чёткости? На уровне отдельного абонента? На уровне распределительных сетей? Магистральных каналов?

6-7 Мб/с достаточно для предоставления услуг ТВ высокой четкости на больших экранах, 384 кб/с достаточно для качественного воспроизведения контента на мобильных устройствах Далее считается очень просто: полоса умножается на количество устройств потребляющих услугу.

В случае выявления узких мест каналы расширяются и/или используются возможности CDN.

3. Можно ли утверждать, что IPTV-решения более неактуальны? Если по-прежнему актуальны, то в каком качестве? Как соотносятся между собой OTT и IPTV решения для ТВ-трансляций в сети Интернет?

IPTV (если мы имеем ввиду предоставление ТВ контента посредством multicast на экран телевизора) пока еще остается по прежнему актуальным на при предоставлении услуг на своей сети. В данном случае оператор получает существенную экономию на полосе сети, оборудовании, ПО и серверах (стримминга и CDN).

Как правило все современные платформы обеспечивают возможность предоставлять оба вида услуг (IPTV - для своей сети, OTT - посредством Интернет)

1. Видите ли вы возможность для развития ОТТ-ТВ в рамках платного (по подписке) вещания?

Да, видим. На рынке уже есть примеры таких коммерческих проектов. У нас также в ближайшей перспективе планируется запустить такой проект совместно с одним из ведущих контент-поставщиков Украины, который обеспечит доступ к более 10 тыс. часам (а к концу – года – до 40 тыс часов) высококачественного популярного контента. Плюс, этот проект предполагает доступ к популярным спортивным онлайн-событиям.

2. Как связаны и связаны ли вообще бюджеты домохозяйств на доступ к Интернет с одной стороны и оплату услуг ТВ с другой?

На сегодня в Украине сложилось так, что стоимость вполне приемлемого по скорости и наполнению пакета Интернет+ТВ для конечного потребителя является не просто бюджетным, а по значительно заниженной стоимости ввиду очень высокой и недобросовестной конкуренции на рынке.

За долгое время нашего потребителя рынок приучил к очень низким тарифам на данный вид услуг из-за отсутствия качественного регулирования отрасли со стороны государства. Очень много примеров, когда стоимость ТВ-пакета с количеством 40-50 и более популярных отечественных и зарубежных каналов поставляется абонентам по цене ниже их себестоимости, а порой – даже бесплатно, как довесок к услуге Интернет.

Поэтому, говорить о какой-то зависимости в нашей стране, на мой взгляд, еще рано, хотя она, конечно, есть - с удешевлением услуги Интернет все больше потребителей отдают предпочтение просмотру ТВ через Интернет.

3. Как вы оцениваете размеры спроса на услуги ТВ-вещания в Интернет?

Как и во всем мире, спрос на такие услуги стремительно растет и в Украине, пропорционально росту проникновения устройств, которые могут предоставлять эту услугу конечному потребителю - ПК, ноутбуки, смарт-телевизоры и др. устройства.

Все больше и больше потребителей переориентируется с традиционного просмотра ТВ на просмотр ТВ-контента через Интернет (новости, фильмы, видеоролики и т.п.)

Tags: proit, публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments