Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Движуха, часть первая. Креативная аналитика

Не секрет, что последний год на рынке было скучно. Ни особо ярких конфликтов, ни продуктовых новинок, ни прочих пертурбаций да потрясений. Один только белый шум, производимый пресс-службами и PR-подрядчиками компаний. Причины этого на поверхности: рынок перестал расти (ежегодные 3-5% в гривне не в счёт); стимула в виде лицензий на радиочастоты для 3G как не было, так и нет; изнурительная борьба за передел рынка не дала заметных результатов, её продолжение признано нецелесообразным. По мнению людей посвящённых, у рынка не осталось иных перспектив, кроме консолидации вплоть до возникновения двух-трёх сверхмощных вертикально-интегрированных телекоммуникационных холдингов, которые поделят между собой рынок. Одним словом, «конец истории».

«Движуха» началась как всегда неожиданно. На первом этапе её движущей силой стало ползучее повышение тарифов. Ретроспектива, подробности и действующие факторы этого процесса лучше всего по моему мнению изложены в материале "Разговор окончен", опубликованном в №21 «Инвестгазеты». В целом повышение тарифов есть процесс закономерный и давно предсказанный. И всё было бы по-прежнему спокойно и неинтересно, если бы не вмешательство неких таинственных сил…


В самом конце мая, 28-го числа, в пресс-центре «Главкома» с докладом о ситуации на рынке мобильной связи выступили два эксперта. Один, очень компетентный и уважаемый – Глеб Вышлинский, заместитель директора GfK Ukraine. Второй, рангом пониже, Александр Паращий из «Конкорд Кэпитал». Стенограмма их выступления вызвала у меня множество вопросов, которые я тут же задал в ФБ самого Вышлинского.

К сожалению, после второго моего вопроса в механизме ФБ что-то заело, связь прервалась и более не возобновлялась. Поэтому причины столь странных заявлений остались для меня неясны.

Выступление в Главкоме принесло обильные плоды. Средства массовой информации Украины захлестнула волна публикаций под заголовками вида «Мобильные операторы взвинтили цены», «Тариф «Меньше болтай!». МТС повышает цены на 50%» и, наконец, шедевральное «МТС повышает цены, Киевстар корректирует условия». По необходимости мне приходится постоянно следить за мониторингом СМИ, поэтому могу сказать, что подобных материалов было ОЧЕНЬ много. Мало того, после длительного перерыва появились характерные публикации наподобие вот этой. Смотришь на заголовок и предвкушаешь сенсацию внутри. Начинаешь читать, а ни одного упоминания МТС в тексте больше нет. Зато появляется «якорная» публикация, своего рода прецедент, на который потом можно ссылаться в перепечатках и «аналитических» комментариях.

Подобные ситуации мне за шесть лет работы на рынке телекоммуникаций встречались уже не раз. Поэтому возможность совпадения множества обстоятельств я допускаю, но не в качестве основной гипотезы. Основной же я считаю целенаправленную акцию, целью которой было, с одной стороны,  сосредоточить внимание публики на повышении тарифов именно МТС. Тем самым, с другой, отвлечь внимание от аналогичных шагов кого-то из конкурентов. Точнее даже наоборот - отвлечь внимание от себя, переводя стрелки на более прямолинейного конкурента.

Нынешняя ситуация, когда компаниям необходимо последовательно отыгрывать назад результаты многолетних ценовых войн, является достаточно болезненной для менеджмента. Повышать – не понижать. Это не тот повод, о котором получается говорить с энергией и практически неподдельным энтузиазмом. Лояльность абонентов, «сила бренда» и прочие магические штучки, в которые было вложено столько времени, денег и сил, сильно страдают в такие периоды. Одни компании переживают это легче, другие – хуже. Кто-то готов отнестись философски к неизбежному брожению среди абонентов, а кто-то потихоньку истерит и требует от подчинённых сделать «хоть что-то».

Как бы там ни было - был ли у этой информационной кампании заказчик или всё получилось само собой, - фокус удался. В общественном сознании оказались крепко связаны несколько ключевых тезисов: «тарифы на мобильную связь резко повышаются», «МТС повышает тарифы круче всех – на 30-50%» и «будет только дорожать». Не важно, чем руководствовались гг. Вышлинский и Паращий, озвучивая свои спорные умозаключения, были ли они осведомлены о замысле или же их использовали «втёмную» - конечный результат можно охарактеризовать как впечатляющий. Из мухи (ну хорошо, жирного слепня) получился приличных размеров слоник. И этот слоник зажил своей собственной, ещё более затейливой жизнью.

Привлечённая шумом, доносящимся с одного из сегментов потребительского рынка, на сцену вышла группа граждан, известных под условным обозначением «проффесионалы» и «кровосісі». Вышли, и сходу начали ставить свой собственный спектакль. Об этом – во второй части.


Tags: life:), Киевстар, МТС, конкуренция, корпоративные конфликты, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments