Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Разговор окончен

Инвестгазета опубликовала один из наиболее полных, по моему мнению, материалов, посвящённых повышению цен на мобильную связь. Указаны причины и масштаб этого процесса. Автору - Андрею Бережанскому, - респект и уважуха. Основная масса текстов на эту тему грешит неполным, фрагментарным изложением. Поскольку доступа к нему на сайте издания я не нашёл, рискну выложить текст у себя. Если будут претензии – уберу, что ж поделать. 



Разговор окончен

ИнвестГазета
, № 21, стр.30, 05.06.2012

Бережанский Андрей

Эра низких тарифов мобильной связи уходит в прошлое. Операторы закончили делить абонентов и сосредоточились на повышении рентабельности

первом полугодии 2012 года украинские мобильные операторы окончательно закрыли эру сверхнизких тарифов. С 1 июня компания «МТС-Украина» на 20% повысила стоимость межсетевых и на 50% — внутрисетевых звонков. Это был последний GSM-оператор, который держал тарифы на уровне 2011 года: «Киевстар» и «Астелит» повысили тарификацию еще в марте. В частности, стоимость SMS- и MMS-сообщений увеличилась на 20-33%, в ряде тарифных планов на 25-33% была увеличена абонплата. Такое масштабное и практически единовременное повышение тарифов на мобильную связь было лишь единожды — во время кризиса в 2009 году. Тогда рост объяснялся девальвацией гривны и составил 25-35% в нацвалюте. Но даже после этого роста цен украинские абоненты почти без ограничений могли общаться всего за 30-50 грн. в месяц. Для сравнения: средний европеец за тот же период тратит на общение по мобильному примерно 40-45 евро.

Дешевая, по европейским меркам, стоимость сотовой связи — следствие тарифной конкуренции 2005-2008 годов. Первым игру на понижение начал «Астелит» — появление на рынке сети life:) зимой 2005 года положило начало череде демпинговых предложений. Часы бесплатных звонков, сотни SMS и MMS, бонусы за входящие — все было нацелено на привлечение абонентов и переманивание их у «Киевстара» и UMC (сейчас - «МТС-Украина»). А весной 2006 года на рынок вышел четвертый оператор — Beeline, «дочка» российского «ВымпелКома».

Вслед за гиперактивными новичками «Киевстар» и МТС из года в год снижали тарифы, но Beeline и life:) предлагали в ответ все новые и новые бонусы. «Пик дешевой мобильной связи пришелся на 2009-2011 годы», — вспоминает эксперт Netton CG Роман Химич.

Нынешнее повышение тарифов было давно ожидаемо всеми экспертами и имеет несколько причин. «Операторы исчерпали традиционные источники роста ARPU, а без 3G-лицензий рассчитывать на существенный рост доходов от предоставления допуслуг не приходится», — комментирует руководитель отдела исследования телекоммуникационного рынка GfK Ukraine Надежда Тарасенко. По ее словам, значительная доля затрат компаний привязана к иностранной валюте, но все доходы они получают в национальной. Поэтому девальвация национальной валюты ощущается ими особенно остро.

Именно инфляцией и ростом издержек объясняют свои действия операторы. «Государственный сбор за пользование радиочастотным ресурсом, который платит «Киевстар», увеличился в 2011 году в пять раз — с 2,4 млрд. грн. до 13 млрд. грн. Увеличиваются затраты на электроэнергию, а это немалая часть операционных издержек», - говорит директор по маркетингу «Киевстара» Тарас Пархоменко. Кроме того, по его словам, несмотря на снижение темпов роста абонбазы, в последние годы увеличивается потребление практически всех типов услуг, что требует постоянных инвестиций в сеть. Вынужденной мерой называют повышение базовых тарифов и в МТС: «Приоритет компании - недорогие звонки внутри сети. Именно эти пакеты наиболее востребованы у абонентов, и чтобы их сохранить, мы изменили тарификацию остальных звонков», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью МТС Виктория Рубан. В «Астелите» настаивают, что фактически повышения тарифов не было — и не будет при сохранении нынешней макроэкономической ситуации в стране. «Повышение стоимости SMS и MMS в марте было связано с желанием привести их в соответствие со среднерыночными условиями», — комментируют в офисе компании.

В общем, объяснения есть у всех операторов. Но это далеко не главные причины повышения цен.

«Получение дивидендов - главная задача, которую ставят акционеры перед руководством компаний», — напоминает аналитик компании IKS Consultitg Микола Олиярник. По его словам, повышение тарифов — это взвешенный шаг, направленный на улучшение финансовых показателей. «Очевидно, что сопутствующие риски, в том числе отток абонентов, к весне-лету 2012 года уменьшились до приемлемого уровня», — объяснят Олиярник. Действительно, уход с рынка одного из четырех операторов (имеется в виду слияние Beeline и «Киевстара») снизило конкуренцию. Одновременно курс на повышение прибыльности взяли акционеры «Астелита».

Рынок мобильной связи последний год был необычайно стабилен, абонентские базы операторов не претерпели заметных изменений: к началу 2012-го лидировал «Киевстар» с более чем 24 млн. абонентов, на втором месте был МТС с 19 млн., замыкал «большую тройку» «Астелит» с 7 млн. «Операторы на практике убедились, что переделить

рынок с помощью демпинга уже не получится», — считает Роман Химич. По его мнению, тотальное повышение тарифов теперь будет сдерживаться только уровнем доходов украинцев.

Сегодня украинский абонент сотовой связи в среднем тратит на нее около 40 грн. в месяц. Значительная часть этой суммы не фигурирует в тарифах, поскольку приходится на плату за соединение, которая так и не была отменена, несмотря на все старания Нацкомиссии по регулированию связи. По словам Романа Химича, сейчас ПЗС маскирует фактическую стоимость услуги, которая по факту на 30-35% больше, чем заявляется в тарифном плане: «Если ПЗС и будет убрана, то в этом случае в соответствующих тарифных планах будет увеличена стоимость минуты».

Если исходить из уже состоявшегося повышения цен, то в течение полугода-года среднемесячные затраты на связь одного абонента могут увеличиться на 10-20 грн. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что реальный рост расходов на сотовую связь составит 5-7 грн. в месяц: «При росте тарифов абоненты будут меньше разговаривать, стараясь вложиться в привычную сумму расходов, — рассуждает Микола Олиярник. - Одно из наших исследований показывает, что 70% украинцев хорошо знают условия своего тарифного плана и при его изменении к худшему будут принимать меры». Тем не менее рост расходов даже на 10% (менее 5 грн. в месяц), может увеличить суммарную выручку трех сотовых операторов только во втором полугодии более чем на 1,5 млрд. грн.

Еще одним следствием прекращения ценовой конкуренции в 2012 году станет исчезновение разницы между тарифами сотовых компаний. Каждый из операторов позволит за 30-40 грн. практически неограниченно общаться внутри своей сети, но звонить абонентам других сетей будет дорого. К примеру, по 1,2 грн. за минуту, как это предлагает в одном из тарифных планов МТС. Борьба за звание «самого дешевого» оператора ушла в прошлое.

Когда верстался номер, премьер-министр Николай Азаров, отвечая на вопрос о повышении расценок на связь на своей странице в Facebook, пообещал разобраться с тарифами: «Я обязательно дам поручение Антимонопольному комитету сделать проверку операторов сотовой связи и доложить правительству», - написал он.

Как повышались тарифы

Март 2012 года

Стоимость SMS от «Киевстара» увеличилась до 50 коп., у «Астелита» — до 59 коп. «Киевстар» в ряде тарифных планов ввел ежедневную абонплату (Djuice «Звони всем» и «Прорыв»), увеличил абонплату на 25-33% («Счастливый» и Djuice «Бомба»), начал автоматический перевод абонентов с тарифов без абонплаты в тарифы с ежедневной абонплатой, а также увеличил стоимость WAP-доступа до 15,94 грн. за 1 МБ. «Астелит» повысил сумму обязательного ежемесячного пополнения в ряде тарифных планов с 35 до 40 грн./25 дней, а также увеличил ежедневную плату за некоторые услуги.

Июнь 2012 года

В популярных тарифных планах от «МТС Украина» — «Супер МТС», «MAX Energy» и «Народный» — стоимость внутрисетевых звонков выросла на 50% (с 50 коп. до 75 коп.), а межсетевых — на 20% (с 1 грн. до 1,20 грн.). При этом МТС не меняет количество предусмотренного тарифами бесплатного внутрисе-тевого трафика: 70 мин. в день в «Супер МТС» и 1 тыс. мин. в месяц в «MAX Energy». Для абонентов «МТС Контракт» в тарифных планах «Супер МТС Олимпийский», «Супер МТС Два Нуля», «Супер МТС Весна» и «Супер МТС Новогодний» аннулируется ежемесячный пакет услуг. В качестве компенсации ежемесячный платеж снижен на 5 грн., а количество бесплатных минут в сети увеличено на 500 (до 2000 мин.). В свою очередь, «Киевстар» перестал с 1 июня предоставлять 40 бесплатных минут на звонки другим операторам абонентам тарифного плана «Бизнес 40 Новый».

Высокие показатели маржинальности косвенно подтверждают тот факт, что себестоимость звонка в разы меньше сумм, указанных в тарифных планах. Неофициально эксперты говорят о себестоимости на уровне 0,1-0,2 грн. за минуту звонка внутри сети. Насколько вырастет рентабельность «большой тройки», станет ясно только по итогам третьего квартала. Не исключено, что прирост маржи EBITDA у некоторых игроков может превысить пять процентных пунктов — отличное достижение на фоне и так традиционно высоких финансовых показателей. Напомним, в I квартале 2012 года МТС показала рост OIBDA на 15,3% — до 1,05 млрд. грн. — при росте выручки на 7,8%, до 2,2 млрд. грн. Компания «Астелит» продемонстрировала еще большие темпы роста, увеличив EBITDA на 33,1% — до 198,5 млн. грн., а выручку — на 17,4%, до 729,9 млн. грн. Только «Киевстар» отчитался о небольшом снижении финансовых показателей, что, кстати, случилось впервые за последние несколько лет. Так, EBITDA компании снизилась на 2% — до 1,57 млрд. грн. при росте выручки на 3%, до 3,08 млрд. грн.



Tags: комментарии, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments