Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Ведовство в современной Украине: живее всех живых

Нечасто посещаю заседания Киевского Дискуссионного Клуба дилетантов. Причина проста: меня не устраивает уровень большинства докладов. Судите сами - последний из них, заезжее московское светило не смогло хотя бы определить предмет своего выступления. Я задал вопрос на понимание: "Что именно Вы определяете как насилие?" В ответ услышал, что мэтр сотоварищи в своё время тоже задавались этим вопросом. Что они собрали и проанализировали около двухсот определений насилия, характерных для различных культур и эпох. А поскольку все эти определения задают слишком разные границы явления, то какое то одно он предложить не считает возможным. В общем, сплошной ползучий эмпиризм и допарадигмальная стадия развития дисциплины.

Приходится ориентироваться на фамилии докладчиков, их регалии и, самое главное, названия докладов. Поскольку названия эти тоже не всегда очевидны, время от времени пропускаю действительно интересные выступления. К сожалению, именно так произошло с мегаинтересным рассказом об украинских традициях ведовства, включая и современное состояние этого явления. Вы думаете, что ведьмы и ведьмаки ушли в прошлое? Что уделом оставшихся является развод суеверных хохлов и хохлушек? Ха! Как бы не так...

Кому будет мало содержательного пересказа выступления Владимира Ешкилева в журнале КДКД, под катом привожу полную стенограмму. Огромное спасибо за неё Ольге Михайловой, бессменному, если не ошибаюсь, секретарю КДКД и его доброй фее.

Ближайшее заседание Клуба - завтра. С докладом выступит Сергей Дацюк.




Заседание КДКД 10.04.2012

Докладчик: Владимир Ешкилев

Столкновение в Украине модерной и псевдомагической цивилизаций и отражение этого процесса в современной литературе

Модератор: Сергей Дацюк

ВЕ
Начало этой проблеме было положено в 1998 году, когда я занимался написанием энциклопедии украинской актуальной литературы, называлась она «Возвращение демиургов», делалась на деньги Сороса и задумывалась как зубодробительное уничтожающее исследование, где я хотел четко обозначить дискурс украинской литературы без всяких сентиментальных соплей и комплиментов. Просто обозначить, какие существуют группы и явления. До этого с украинской литературой я был знаком мало – школьная программа плюс тусовка украинских постмодернистов (Андрухович, Прохасько, Издрик, Жадан). И когда я стал разбирать существующее положение, оказалось, что украинская культура и гуманитаристика напоминает яблоко: тонкая шкурка это сучукрлит, модерн и постмодерн, а в середине этого яблока – то, что от меня дистанцировано, некая цивилизация, которая для меня была терра инкогнита, потому что я родился в городе, а не в селе.

Сельская культура для меня была чем-то новым, и как новое, оно меня привлекло. И оказалось, что мы имеем огромный океан псевдомагической цивилизации, которая живет в украинском селе, в маленьких городках. Эта цивилизация законсервировалась, вероятно, потому что в советское время не была уничтожена древняя общинная основа, хотя она была переформатирована в колхозно-совхозные формы. Но, тем не менее, общинные формы сохранились. Оказалось, что при малейшей попытке исследования эта цивилизация дает весьма интересную реакцию – вполне языческую. Это люди, мыслящие родоплеменными категориями, в которых не избыто древнее чувство родовой кровной цивилизации. Все это было ретроспективным путешествием в древность. Позднее меня заинтересовал родин из элементов того мира – магические практики, ведьмы. На Прикарпатье они очень многочисленны.

В Карпатах существуют два магических слоя. Один очень древний, еще фракийский, восходящий корнями к Дакийскому царству, то есть ко 2 веку до нашей эры, он представлен мольфарами, древними жрецами. Эта традиция находится на издыхании, и один из последних представителей, Нечай, был убит прошлым летом. На своем блоге я написал, что я об этом думаю. А думаю я, что был он убит конкурирующей ветвью. А конкурирующая ветвь это тюркская традиция, которая пришла в Карпаты с тюркскими племенами при переселении в девятом веке. Это гуцульские ведьмы. Гуцулы – тюркский народ, пришли из Средней Азии и у них носителями магического начала являются ведьмы, вероятно, были матриархальные корни. Их много, но их даже показывают в передаче «Битва экстрасенсов». Хотя там одна женщина почему-то называет себя мольфаркой, хотя ведьмы и мольфары это совершенно разные традиции.

Эта традиция выходит из подполья, и это меня поразило. Ведьминская традиция – совсем не умирающая, не обороняющаяся, не скрывающаяся. Это наглая тусовка этих дам, которые своих детей совершенно откровенно посылают во власть. Их дети – начальники милиции, председатели сельсоветов, депутаты районных советов, они осуществляют власть. Ведьмы во время выборов… Я столкнулся с этим как политтехнолог, осуществляя выборы по мажоритарным округам. Сейчас эта история повторяется, в 2012. Ведьмы во время выборов могут обеспечить электорат трех-четырех сел. А это может повлиять и на выборы в Верховную раду. Они правят, уничтожают семьи, которые им не угодны. Причем делается это довольно открыто и безнаказанно. У них все прихвачено там во власти. И эта ситуация распространяется дальше на Украину. Я с этим непосредственно сталкивался, видел вживую последствия этого, участников и персонажей.

2004 – Помаранчевая революция. И тогда наблюдался парадокс – модернизационные ожидания общества были возложены на Ющенко, человека с псевдомагическим мышлением, человека, который мыслил категориями Триполья, древней рустикальной украинской традиции, человек, который с модернистским миром ничего общего не имел – по своим воззрениям и мотивациям. И когда я пытался объяснить людям, что это плохой парадокс, что этот парадокс приведет к поражению модернистского проекта. Не может такого быть, чтобы этот человек стремился вести Украины в Европу, создавал базовые основы для гражданского общества и так далее – то, чего от него ожидала некая прослойка. Ее тоже можно сравнить с кожурой яблока – тоненькая прослойка.

На самом деле политтехнологи действовали цинично. Они понимали, что электорат мыслит этими магическими клановыми древними азиатскими тропами, смыслами, посылками и поэтому они именно этого кандидата предлагали, они в нем узнавали своего. То есть какого-то модернизатора типа Анатолия Гриценко (явный либерал со всеми атрибутами, образованием и так далее) этому обществу чужд. Естественно, что у него рейтинг 2 процента. А вот Ющенко смог победить и стать президентом. Потому что общество, базирующееся на магическом мышлении, в нем увидело своего, язычника, человека псевдомагической цивилизации. И оно его приняло, сделало своим президентом. То есть лидером официальным, формальным.

После этого у меня картина начала складываться. Я понял, что мы в Украине имеем дело с явлением, которое мы все видим, все о нем знаем, но никак не проговариваем в общественном дискурсе, в СМИ, в дискуссионных клубах. Мы видим, что у нас существует основа, неубиенная, кланового общества, построенного по принципу родовой семейственности, общества, которое создало свою литературу, свою культуру, свое искусство сельского типа, тестаментарно-рустикальный дискурс, который прославляет село, его ценности. Хотя это село разрушается. Но знаковой фигурой является человек магического мышления Тарас Григорович Шевченко. Он имел много вариантов развития своей биографии. Его Бог одарил и блестящими способностями живописца, и талантом поэта, он был втусован в высшие сферы столичного Петербурга, его признавали своим остатки дворянских украинских родов, ему симпатизировали украинские масоны, может быть, он сам был масоном. Из всех возможных вариантов своей идеологии он выбрал, однако, язычество и псевдомагический дискурс.

Я написал книгу о Сковороде как об альтернативе этому дискурсу. Это художественная книга, роман. И я много фантазирую. Но мне кажется, я говорю об истинном Сковороде, гностике. Другая линия, которая строилась от Сковороды его учениками-масонами,  заглохла. Шевченко ее охарактеризовал иронически, он сказал, что Сковорода был идиотом. А магическая линия возобладала, она стала основой культуры, основой мифа Украины. А гностическая линия, более образованная, просвещенная, обращенная к европейским ценностям и к европейской мистике, линия Сковороды – она практически превратилась в маргинальную. Сегодня она так и остается маргинальной. Достаточно сравнить количество памятников Шевченко и Сковороде.

.После того как западная либеральная ситуация пережила кризис (или переживает его дальше), фундаментальные рыночные ценности и основы западной цивилизации были поставлены под сомнение. Появилось много критики, мощнейшая реакция на глобализм, на политический и особенно на культурный глобализм. И в Украине эта реакция оказалась очень жесткой. По некоторым показателям Украина вышла в лидеры антиглобализма в Европе. Например, это по линии гомофобии, Украина сейчас – наиболее гомофобская страна в Европе. По признаку оживления и роста крайне праворадикальных сил. Та динамика, которую демонстрирует сейчас партия «Свобода» - до этого такая динамика была только в Венгрии (Партия «Фидес» и партия «Йоббик», их победа на выборах в 2007). Резкий рост, особенно на Западной Украине. А эта партия базируется на мифах псевдомагической цивилизации. А это недооценивают наши политологи, которые считают, что «Свобода» это чуть ли не проект канала «Интер». А это очень серьезная политическая сила, которая органична своему электорату. В отличие от других партий, которые со своим электоратом или не дружат, или его «разводят».

И нынешние тенденции 2012 года позволяют говорить, что происходит ренессанс этой псевдомагической цивилизации. Его пределы и его характеристики пока неясны. Локальный ли он? Какие именно будут актуализированы силы, направления, секторы этой цивилизации, насколько далеко это зайдет, обретет ли она государственные формы, как это было в Германии в 1933. Насколько это будет катастрофично? Мы этого не знаем. Но этот феномен надо проговаривать, его следует включить в открытый дискурс. И я сейчас пытаюсь завязать дискуссию. И возможно, предупредить об опасности.

Этому посвящены мои книги, некоторые романы: «Богиня и консультант» «Побачити Алькор». Там есть попытки реконструкции внутреннего языческого ядра этих процессов – то есть возрождающегося жречества. Оно возрождается иногда в паллиативных формах, непривычных. Многие представляют жрецов в виде вдохновенных волхвов с жезлами у алтарей. Сейчас эти жрецы совершенно другие, они ездят на Лексусах, у них вполне приличные строения под Киевом или Ивано-Франковском. Языческие капища тоже существуют, но они также весьма модернистского вида. Они воюют со своими конкурентами. В частности, часть антимасонского дискурса инициирована этими криптоязычниками. Так же как и часть антилиберального дискурса.

Я иногда в своих книгах ввожу термин ведьмократия. Это несколько драматизирует ситуацию, поскольку власть ведьм сегодня на уровне отдельных сел, в отдельных районах. Это вкрапления, которые не превратились в массив территориальный. Но определенная тенденция к этому есть. И ведьмократия возможна. Мы уже имели политиков, жены которых были жрицами Рунвиры, неоязыческого направления.

Вторая часть доклада.




Tags: Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments