Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Расшифровка пресс-ланча СЕО Астелит 16.04.2009 Часть 1

Тансу Еэн:

Доброе утро и спасибо за то, что вы сюда пришли. Мне очень приятно всех вас видеть, после совместной поездки в Доминиканскую республику я вижу много знакомых лиц. За те три месяца, которые прошли с той декабрьской поездки, я успел соскучиться по всем вам. За это время также многое изменилось в Украине. После того, как мы приехали из Доминиканской республики произошли большие изменения, и мы уже ощущаем эффекты экономического кризиса, который сейчас идет и усугубляется. Очень сильно он повлиял на страну.


Нашу встречу я не называю пресс-конференцией, это скорее встреча, на которой вы сможете задать мне и моим коллегам свои вопросы и принять участие в интерактивном обсуждении. Я хочу с вами поделиться сейчас тем, насколько life:) преуспел в четвертом квартале 2008 года, нашими планами на будущее, рассказать о том, как мы ведем себя в сегодняшней ситуации и что происходит с нашими тарифами, которые снижаются или повышаются, каковы наши результаты по малому и среднему бизнесу и по другим вопросам. Также я дам вам новую информацию по инициативам и стратегиям, которыми мы сейчас занимаемся. Рядом со мной находятся двое моих коллег, которые также представляют менеджмент компании, это Озджан Эрмиш, который как вы знаете, отвечает за продажи и маркетинг в индивидуальном сегменте, и, кроме того, он генеральный директор в Белоруссии, сейчас работает одновременно в Украине и в Белоруссии. И Олег Пономарчук, который подчиняется непосредственно мне. Он занимается регуляторной политикой, отношениями с НКРС и с правительством.

Сейчас я не буду показывать слайды об экономической ситуации, но я попытаюсь с вами обсудить то, как развивается экономика в Украине. На этой неделе я был в Лондоне на очень важном саммите по инвестициям в Украину. Там собралось очень много значительных фигур со всего мира, перед которыми я выступал. Три недели назад я выступал в Украинском Доме, где также проходил инвестиционный форум.

Основной моей целью было услышать, что говорят люди в Украине и за ее пределами, и теперь я могу сделать такие выводы по украинской экономике: разговор с МВФ начался успешно и 4 с половиной млрд. дол. были выделены. Большой проблемой является второй платеж от МВФ. С прошлой недели или, может, с начала этой недели все наблюдали за ситуацией. Происходила борьба, в том плане: объединятся ли лидеры Украины, достигнут ли они того соглашения с МВФ, которое обещали. Две недели назад я был шокирован тем, что в иностранных медиа, например в «Бизнес Уик» и «Экономисте» в экономических статьях утверждается, что Украина идет к дефолту, всеобщему банкротству. Эти статьи выглядят пугающе, хотя на самом деле иногда дефолт это не очень плохо, потому что списываются все долги и можно начать все с начала. Но мы бы не хотели этого. Я себя чувствую украинцем вместе с вами, и я не хочу увидеть Украину в дефолте, это самое простое решение проблемы. Однако самая большая проблема заключается в том, что лидеры не могут договориться и достигнуть соглашения, продолжается политическая борьба. Если оглянуться в прошлое, то вы увидите, что политическое напряжение существовало все время. Но экономика, экономическое развитие всего мира работало на пользу Украины. Однако сейчас, в свете мирового кризиса, политические лидеры должны решить все вопросы. На этой неделе, а именно позавчера и вчера мы все услышали, что лидеры начали разговаривать друг с другом, они пытаются договориться с МВФ, и это очень положительная новость. Поэтому эта неделя будет оптимистичной, по крайней мере, я не потерял оптимизм.

В ваших материалах вы увидите презентацию, которую я делал в Лондоне для инвесторов, и она полна оптимизма. Вообще, общее впечатление от этих саммитов, на которых я побывал, позитивное. В следующем году будут выборы главы государства и тогда Украина продвинется дальше в своем развитии. Текущая ситуация заключается в том, что люди теряют работу, многие компании страхуются таким образом, некоторые сектора экономики очень повреждены кризисом.  В будущем мы надеемся, что ситуация в мировой экономике исправится. На украинскую ситуацию влияют цены на сталь, спрос и цены на сталь повысятся и Украина, таким образом, вернет себе благосостояние. Самое важное – это второй платеж МВФ. Если Украина добьется этого транша, то весь Евросоюз и Китай обратят свои взоры на Украину. Они уже смотрят на нее и готовы помочь, если они увидят определенный прогресс. Это будет результатом второго транша и это поможет экономике.

Как руководитель очень высокого уровня Тансу демонстрирует свободное владение и категориями соответствующего уровня. Не просто руководитель крупной компании, но человек, которого занимает будущее страны, в которой ему выпало работать. Должне сказать, что в амплуа человека, искренне обеспокоенного судьбой Украины Еэн выглядит абсолютно естественно. Вне конкуренции.

Некоторые из вас были в Барселоне, на встрече по GSM. Среди всех присутствовавших там директоров было общее мнение, что телекоммуникации в результате своих мероприятий в плане потребления могут повести экономику вперед, в хорошем направлении. Телекоммуникации в Украине сейчас составляют 4% ВВП, это очень большие возможности для Украины, потому что, например, у нас еще нет настоящего мобильного Интернета и у нас нет настоящего 3G. Конечно, 3G есть у Utel, но в результате всей этой неразберихи его нет у всех операторов, и они не инвестируют в эту технологию.

Я получил некоторые цифры из нескольких исследовательских компаний. В Украине проникновение компьютеров достигло 20% - это очень хороший показатель. Пользователей Интернета в Украине 10 миллионов, а количество пользователей широкополосной связью приблизилось к цифре 1,5 миллиона. Поэтому широкополосный доступ, особенно мобильный, является большой возможностью, особенно в свете приватизации Укртелекома и 3G лицензирования, что создаст новые торговые возможности для Украины и новые рабочие места.

Если вы  меня спросите: «Что вы планируете в свете такой ситуации?», то некоторые данные я включил в свою презентацию, но я могу вам рассказать, что мы делаем в управлении life:).

Я родом из страны, которая дважды сталкивалась с чрезвычайными кризисами. В феврале 2001 года турецкая лира упала в три раза за одну ночь, и правительство обратилось к МВФ. Была такая же история, они задержали второй транш, и то же самое творится сейчас в Украине. В то время Турция потеряла свою банковскую систему, обанкротились многие банки и сейчас у меня дежа вю, потому, что-то же самое происходит у нас здесь. Что пытаемся мы сделать в таких условиях – конечно, в таких обстоятельствах мы стремимся повысить свою операционную эффективность. Затем, мы пытаемся еще лучше понять потребности наших потребителей и мы пытаемся снизить наши тарифы и расценки, которые зависят от доллара, мы все пытаемся перевести в гривну. Сотрудники из-за курса доллара потерпели убытки, и мы пытаемся помочь им пережить эти потери. Я хочу, чтобы все сотрудники сфокусировались на бизнесе.  Я регулярно высылаю всем сотрудникам сообщения, в которых я говорю, что «Сейчас трудные времена, я разделю их с вами, наша компания будет успешной, я ожидаю от вас усердной работы для того, что бы все происходило в таком ключе». Также мы предоставляем большую гибкость нашим дистрибьюторам, чтобы они продолжали свою работу.

Как и подобает эффективному руководителю и яркому, без дураков, харизматику Еэн не забывает о психотерапии вверенного ему коллектива.  Экскурсы в историю, апелляция к солидарности - всё призвано укрепить командный дух. Все сотрудники Астелит, чьё мнение спрашивал, очень высокого мнения о боссе (здесь и далее комментарии мои - Р.Х.)

Программа по удовлетворению ожиданий клиентов, которой мы поделились с вами в Доминиканской республике и которую начали в прошлом году, стала одной из главных инициатив, и привела к невероятным результатам, которыми я поделюсь с вами сейчас. До того как запускать тарифы для потребителей, наша команда по маркетингу и продажам всегда старается учитывать реальное положение людей, потому что люди теряют работу, несут убытки из-за курса валют. Мы стараемся не повышать тарифы. Я сам когда делаю покупки в магазине, чувствую, что трачу примерно в два раза больше по сравнению с тем, что было до кризиса. Сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы сохранить прежний диалог со своим потребителем. Есть только один случай, где мы отступили относительно тарифов, однако немедленно изменили их на основании отзывов потребителей. Я об этом скажу позже.

Последняя тема - про отступление от тарифов, - появилась не спроста. Еэн тщательно готовился к встрече и предусмотрел наиболее болезненные темы.

Еще один момент. Мы продолжим наши инвестиции. Эта комната, в которой мы собрались, также используется для собраний Совета акционеров, на котором выносятся все решения, и наши инвесторы выразили свою приверженность Украине и наши инвестиции продолжатся. Сейчас это около  уже около 1 млрд дол и мы планируем еще несколько сот миллионов. Но теперь, когда мы вкладываем деньги, мы делаем это таким образом, чтобы фокусироваться в первую очередь на объеме сети, на ее емкости и мощности, а не на покрытии. Мы хотим обеспечить более высокое качество везде. Произошла смена стратегии – от покрытия к емкости, к мощности, то есть к нашим потребителям. В прошлом и этом году емкость нашей сети увеличилась на 38,4%. То есть мы сейчас сфокусированы на качестве, а не на покрытии. Больше всего мы вложили в Интернет доступ. Могу сказать так: мы осторожно оптимистичны и рассчитываем, что окончательное выздоровление начнется где-то в конце этого года. Но мы также ожидаем, что год будет труден. Мы смотрим на это так – выживает сильнейший. Нужно избавиться от жира, базироваться на скелете и укреплять мышцы, наращивать мышцы и тогда наступит улучшение. Оно непременно наступит.

Еще одно. Некоторые из вас, которые были в Барселоне, наверное, слышали это во многих презентациях. Китайский термин «виджи», прямой перевод которого «кризис», он также означает «опасность» и, с другой стороны, «возможность». И как вы увидите из презентации, которую я делал в Лондоне, мы сфокусированы именно на  возможностях, на тех огромных возможностях, которые у нас сейчас существуют в Украине. Многие цены сейчас упали, также упали цены на рекламу. Мы сейчас пытаемся использовать эту ситуацию к пользе своей компании для того, чтобы увеличить нашу долю рынка и еще сильнее прислушаться  к потребителям.

Вы можете задавать вопросы по ходу моей презентации, если они появятся или задать их позже во время дискуссии.

А теперь давайте посмотрим, что у нас происходит. В этом году рынок коммуникаций не повысился, не улучшился вопреки нашим ожиданиям. Но мы продолжаем идти вперед  и есть один интересный момент. Это повышение АРПУ от GSM, было 6,5 дол., а теперь 7,2 в 2008 году. Это средний результат всех операторов и это не война тарифов. Это больше касается внимания к потребителю и запуска дополнительных услуг на рынок. Вот чем мы занимаемся. Все операторы повысили свое АРПУ и это очень хорошо для Украины, потому что когда снижается АРПУ, значит, ведется война тарифов, а это плохо.

Руководство Астелит устраивает ситуация, когда именно у неё наиболее привлекательные (читай - низкие) тарифы. С другой стороны, при существующих заградительных тарифах на интерконнект демпинг остаётся единственным оружием и Астелит, и УРС.

Когда речь идет о чистом приросте, то его не очень много. Это среднемесячные показатели прироста. В 2006 году был прирост на 1,6 млн, в 2007 году – 599 тысяч, а в 2008 году примерно 70 тысяч месячного прироста. Есть причина. В 2007 году была напряженная борьба операторов. Как вы знаете, в Украине вы можете легко  выкинуть сим-карту и после 12 месяцев вас записывают в отчетности как «негативного» клиента. Таковы данные оттока и притока абонентов. Это то, о чем известно внешнему миру – проникновение сим-карт 121% и с этим показателем Украина вышла на пятое место по количеству пользователей сим-карт в Европе. Однако это не совсем соответствует действительности, потому что сейчас 55,8 млн сим-карт активировано, но реальное проникновение, по другим исследованиям – 76%. Это хорошая новость, потому что 76% означают, что есть пространство для роста за счет молодых и пожилых групп населения. 14% из этих 76 % являются пользователями нескольких сим-карт. Это данные на январь. Мы видим, что количество пользователей нескольких сим-карт растет и оно сильно отличается у разных операторов.

Публикуемые исследовательским компаниями запредельные цифры проникновения не интересуют и сами компании. Если речь идёт об оценке реальной ситуации.  

По законодательству. Я более оптимистично чувствую себя по поводу нормативов. Украина сейчас пытается двинуться в ЕС и соответствовать европейским стандартам, но пока не получается. Законодательство, которое есть в европейских странах, пока не существует в Украине. Если сравнивать осведомленность политиков и чиновников, то за последние два года произошло значительное повышение. Сейчас мы можем говорить с правительством о законе о Влиятельных Рыночных Силах, о 3G, о конвергенции, где могут быть проблемы. Все равно мы ожидаем, что 3G где-то в конце года сюда придет. Затем Переносимость Номера. Как вы знаете, в 2007 году парламент принял закон о Переносимости Номера, и это то, что нужно современной стране, поскольку потребитель должен иметь право сотрудничать с любым мобильным оператором и переходить от одного оператора к другому, не меняя свой номер. Это одна из основных тем. Олег очень тесно работает с правительством и чиновниками и вы видим все больше улучшений. Были сделаны расчеты того, как определить Влиятельные Рыночные Силы, здесь важен ассиметричный взаиморасчет за интерконнект, когда задействованы стационарные линии и операторы стационарной связи. Соотношение здесь сейчас один к двум, а Укртелеком пытается изменить его на два к одному. Мы собираемся подать в суд на Укртелеком по этому поводу. Среди мобильных операторов меньшие операторы вместо того, чтобы платить большим, должны инвестировать деньги в свое развитие, и приносить больше ВВП стране.

Хоть убей не пойму, зачем Астелит настаивает на ассиметричных ставках. Я не сторонник сложившейся на рынке системы, но не верю, что получив возможность приземлять трафик у себя дешевле, нежели крупнейших игроки, менеджмент Астелит удержится от искушения сыграть на это разнице, предлагая тарифы ниже, чем УМС и Киевстар. А попытки судиться с Укртелекомом навевают тоску. В Астелите всеми вопросами взаимоотношений с другими операторами занимается два человека, включая Олега Пономарчука. Этих сил просто недостаточно для успешной конфронтации.

Теперь посмотрим на некоторые цифры. В 2005 году наша выручка была 25 млн дол, в 2006 – 88 млн. дол., в 2007 – 256 млн. дол., 2008 годы мы закончили на 438,7 млн дол. Это повышение является очень значительным и наш показатель 2008 года – это не только рост выручки, но и рост доли рынка. У нас теперь 9% рынка по выручке. В четвертом квартале наша доля рынка по выручке была даже 10,7%. Это один из слайдов, которые я показывал на лондонском саммите. Такой рост выручки является очень впечатляющим. Если говорить о рентабельности по показателю EBITDA, то в середине 2007 года мы вышли на положительную отметку EBITDA и в 2008 году достигли 7% маржи EBITDA, это 32,3 млн дол. Сейчас, особенно в этом году, наши доходы начали превышать наши затраты. Как вы видите, превышение уже 7%, мы уже в плюсах. Кстати, в четвертом квартале 2008 года было уже 16%. По абонентам, я думаю, что рост также впечатляющий. В 2005 году мы закончили на цифре 2,5 млн абонентов, и наша доля рынка по абонентам была 8,3%. А в 2007 году было 8,8 миллионов абонентов. В 2008 году 11,2 млн абонентов и доля рынка почти 20%. Число активных абонентов – 7,1 млн, это 63% от всех наших зарегистрированных абонентов. Как вы видите, мы растем не только в доходах, мы наращиваем долю рынка и по абонентам, и рентабельность по показателю EBITDA у нас растет. В 2008 году по сравнению с 2007 у нас произошел рост дохода на 71%, рост абонентской базы на 27%, EBITDA на 257%. Это показатели компании, которая прислушивается к потребителям и поступает правильно. Только такая стратегия позволяет достичь таких показателей в Украине. Их было нелегко достичь.

Теперь давайте посмотрим на показатели 4 квартала 2008. Как вы видите, мы все свои показатели объявляем в долларах и публично. В 4 квартале 2008 по сравнению с 4 кварталом 2007 был 34.5% рост выручки, рост абонентов был 27%, EBITDA выросла на 467% и маржа EBITDA повысилась до 13%. Чистый доход был негативным, что связано с изменениями курса доллара и гривны. Если бы не изменится курс доллара и гривны, то этот показатель был бы намного лучше, поскольку эти цифры говорят сами за себя. По доллару за год мы выросли на 71%, а по гривне на 77%.

 Во время сессии вопросов и ответов Дарья Мельник озвучила вопросы по этим цифрам.

Я могу сказать еще кое-что по 4 кварталу 2008 года. Мы были лидером по численному росту и наша доля рынка чистого прироста абонентов была более 90%, я думаю, что это было близко к 100%, поскольку все остальные операторы имели негативный прирост абонентской базы. У нас 63% активных абонентов от полной базы. Доля доходов от дополнительных услуг составляет 20% от наших общих доходов. Было исследование в 2008 году, там в среднем по рынку было 13,2% всего. Поэтому доля дополнительных услуг в наших доходах значительно больше, чем в среднем по рынку. Мой коллектив хорошо поработал на повышение дохода от мобильного контента.

Двадцать процентов от допуслуг это много, очень много. По сравнению с другими - на 30-50% больше. Насколько мне известно, в первую очередь этим компания обязана популярным Интернет-пакетам.

Теперь по абонентской базе. Здесь представлены изменения на рынке. Кстати, моя команда обещала разослать этот слайд по электронной почте. Вы видите, что мы единственный растущий оператор по абонентам по всем кварталам. Мы начали с 9,4 млн и достигли 11,2 млн. абонентов. Вы видите, что Киевстар потерял 3%, МТС – 2%, а Билайн начал немножко набирать со второго квартала. Мы сейчас имеем 20,4% доли рынка по количеству абонентов.

По чистому приросту абонентов, мы опять единственный оператор на рынке у которого есть постоянный чистый прирост. Мы начали год с приростом 587 тыс. за квартал, теперь 517 тыс. за квартал. Вы видите, у МТС минус 1,04 млн. абонентов в 3м квартале, у нас в том же квартале рост 702 тыс., на основании 2-х причин. Во первых, лучшие показатели по освоению рынка и у нас более гибкая тактика по сравнению с другими операторами.

Зачем меряться т.н. "абонентскими базами" - мне до сих пор толком неизвестно. Особенно учитывая проблемы с методологией учёта, о который выше говорит сам Еэн. Скорее всего это вопрос корпоративной отчётности - акционеры по инерции хотят видеть "рост доли рынка по абонентам".

Вторая часть стенограммы здесь

16
Tags: life:), Астелит, конкуренция, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments