Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Не()брошенный вызов как стержневая проблема украинскости

Искушённейший душелюб и блестящий людовед, дражайший мегафренд, известный под творческим псевдонимом Чёрный Психиатр, продолжает исследовать мутные глубины украинского национального характера. Основные черты этого непростого явления были талантливо схвачены в предыдущем опусе. Теперь пристальный взгляд профессионала устремлён на мотивы и причины поступков, определяющих жизненную траекторию "пересічного українця". Могу сказать, что лично ко мне всё нижесказанное относится самым непосредственным образом. Понадобилось много-много времени, чтобы своим умом дойти до вещей, которые, к сожалению, не были заложены в надлежащем (то есть достаточно нежном) возрасте.


Одна из самых серьезных проблем современного украинского общества - не()брошенный вызов. Вместо знака (), в зависимости от контекста, следует добавлять приставки "до", "за", "в", "при", "от" и так далее.

Вступление. Вызов как биопсихосоциалный феномен.
В живой природе повсеместно наблюдаем феномен "вызова" как проявление внутривидовой конкуренции. Среди высших животных (в частности, птиц, зверей и, в частности, высших приматов) "вызов" является важным элементом брачного поведения самцов (т.н. "рев самца") и, как правило, является сигналом к началу ритуальной схватки. Схватка самцов не приводит ни к гибели ни даже к сколько нибудь существенным травмам участников. Результат схватки - определение относительного социального ранга самцов-участников и, соответственно, приобретение "права" на спаривание и доминирование в группе.Некоторые подробности можно прочесть, например, здесь. "Вызов" представляет собой сложное поведение, направленное на привлечение внимания как самцов, так и самок. "Вызов" позволяет получить представление об индивидуальных характеристиках конкретной особи, создает возможность для сравнения таких характеристик третьей стороной. Как правило, "вызов" является кульминацией биологических изменений организма самца, вызванных наступлением "брачного сезона". Вместе с тем, "вызов" и следующая за ним схватка самцов возможна и помимо явной конкуренции за "право брачной ночи". Как правило, в таких случаях речь идет о переопределении социального ранга в группе.

Отличительной чертой "вызова" как сигнала является его публичность. "Вызов" не является таковым, если о нем не знает вся или бОльшая часть группы. Несмотря на значительное разнообразие, среди высших приматов уровень личной опасности для самцов-соперников, очевидно, выше, чем среди менее развитых видов (видов с менее развитой центральной нервной системой).

Психодинамическая модель "вызова" у человека.

Общепринятым является представление о том, что первые поведенческие паттерны конкурентного поведения среди мальчиков появляются в возрасте 5-6 лет и достигают пика (переходящего в плавное плато) к возрасту полового созревания. Вместе с тем, следует оговориться, что уже к 5-летнему возрасту культурные влияния оказывают существенное воздействие на "естественные" проявления конкуренции.

Психодинамическая модель конкурентных отношений в классическом виде описана З. Фрейдом как "эдипов комплекс". В таком контексте "вызов" представляется как акт повседневной жизни мальчика, конкурирующего с отцом за внимание и любовь матери. "Эдипов комплекс" предполагает зрелость способности к различению объектов, способности к формированию различного отношения к различным объектам, способности к проверке реальности (соотнесения собственных сил и сил "соперника").

Одним из следствий проживания эдипальной стадии развития является становление т.н. "суперэго", то есть системы ограничений, определяющих разрешенные и запрещенные формы поведения и даже отношения к другим людям, событиям, объектам.

Принципиальное значение для формирования паттернов конкурентного поведения имеет обратная связь, получаемая мальчиком вначале от членов семьи, а затем - и от более широкого социального окружения. В этом смысле "вызов" является своеобразным маркером и одновременно пусковым механизмом, обозначающим запуск процесса научения стратегиям конкурентного поведения и, собственного, самого конкурентного поведения.

Схематично можно определить модель "эдипова комплекса" следующим образом:

потребность в любви - "вызов" - "схватка" - удовлетворение потребности в случае победы ИЛИ запуск механизма поиска новых форм конкурентной борьбы ИЛИ подавление конкурентного поведения.

У человека внутривидовая конкуренция не имеет абсолютных биологических ограничителей на убийство и/или причинение существенного вреда организму соперника.

Проблема "вызова" в украинском обществе.

Проблема "вызова" в украинском обществе является стержневой и определяет неэффективность внутривидовой конкуренции. "Вызов" в украинском обществе можно охарактеризовать как "не()брошенный", где () обозначает различные степени отказа от запуска конкурентного поведения. "Вызов" может быть неброшенным вообще, не-до-брошенным (формально "вызов" прозвучал, но в такой форме, что соперник не воспринимает "вызов" как инициацию конкурентной борьбы именно с ним), не-за-брошенным (прозвучавший "вызов" имеет крайне ограниченное пространство распространения) и так далее.

Среди факторов, определяющих постоянную "не()брошенность вызова" в украинском обществе, можно назвать следующие:
- доминирование в психе украинцев всемогущих, преследующих, подавляющих объектов;
- низкий уровень базового доверия (что приводит к параличу "демократического инстинкта" и невозможности организованных действий многочисленных слабых против немногочисленных сильных);
- реальная опасность смерти или серьезного увечья в результате "вызова" и последующей "схватки";
- низкое разнообразие моделей конкурентного поведения;
- примитивная структура определения социальных рангов, не соответствующая доступному уровню сложности моделирования реальности.

Tags: Украина, такое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment