Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Тучи над городом встали...

Едва ли не самый неприятный аспект моей деятельности публичного эксперта это необходимость периодически в ответ на критику выслушивать обвинения в том, что я кого-то "мочу", отрабатываю чей-то "заказ" и тому подобную чепуху. Мол, как же, Роман, знаем-с, если звезды зажигаются, значит это кому то нужно...

Украинские компании как социальный организм частенько демонстрируют инфантильные черты. Они ожидают от окружающих любви и признания, причём любви безусловной, материнской. Как бы они ни косячили, это ничуть не портит их самооценку. "Ой, ну с кем не бывает?!" Соответственно, любая критика воспринимается болезненно, как оскорбление и личный выпад. Чуть только не по шерсти сразу вопрос - а не заказ ли? Этот критик, он просто мудак или ему заплатили? А потом со вздохом облегчения: а, ну ясно, нас "мочат"!

Одна из основных (а возможно и главная) причин такого неадекватного поведения это психология людей, их которых и состоят компании. А именно механизмы т.н. психологической защиты. Признать ошибки, в том числе и чужие, часто на редкость дурацкие, не так уж и просто. Особенно если в роли голого короля оказался дорогой начальник или если возникает риск угрозы для собственной карьеры. Возникает субъективно очень тягостный, часто невыносимый конфликт, который преодолевается в полном соответствии с законами психологии: "Мы не усрались, а обкакались, а это совсем другое дело. Почему воняет?...Наверное, это проделки конкурентов. Ну не мы же так смердим, в самом-то деле?!!"

По слухам более старших товарищей, для западных корпораций характерна скорее старческая ригидность. Любые сигналы из окружающего мира или не замечаются, или игнорируются как неадекватные, непристойные и незаслуживающие внимания.

Так вот, несмотря на высокую популярность в корпоративном мире ссылок на заказной характер критических материалов, мало кто из компаний сталкивался с полноценным "наездом" на репутацию. За пять или шесть лет, которые я наблюдаю за рынком телекоммуникаций, подобные истории можно пересчитать на пальцах. Если же говорить именно о т.н. "чёрном пиаре", когда повод высасывается из пальца или из мухи раздувают слона, можно обойтись одной рукой.

Классикой грязного жанра я считаю заказуху, опубликованную летом 2007 года на страницах "Зеркала Недели". Классической её делает и то, что в тот раз удалось поймать исполнителей и заказчиков за руку. Дальнейшего развития эта феерическая в своей анкедотичности история не получила. Поэтому едва ли совпадением является то, что большинство других подобных эпизодов также связаны с МТС. Безнаказанность создаёт впечатление слабости жертвы и провоцирует всё новые и новые нападки. Плюс "наезды" со стороны Госкомтелекома на Голден Телеком, операторов IP-телефонии и прочих "шибко умных". Пара эпизодов, когда под ударом оказывались скорее отдельные топ-менеджеры компаний. Вот, пожалуй и всё.

И вот на таком постном, едва ли не травоядном фоне в позапрошлую пятницу я занимаюсь унылым делом чтения ежедневного мониторинга и наталкиваюсь сразу на две поразительных новости об одном из двух своих основных операторов мобильной связи. Первую из новостей я описал тогда же. До второй, а она, на самом деле, куда более интересна, руки дошли только сейчас. Так вот, читаю себе, читаю, и наталкиваюсь на колонку Владимира Золотарева. В оной колонке упоминаются какие-то нехорошие люди, подписавшие уважаемого журналиста на некую группу в Фейсбуке, посвящённую "восстановлению справедливости в тарифах мобильного оператора «Лайф». Интересно! Иду в ФБ и обнаруживаю ссылочку с многообещающим названием. По ссылке - жопа. В смысле, праздник анального-фекального юмора. Плюс сама группа nolife:(, плюс отдельный сайт, выполняющий роль коллекции сомнительного креатива.

Что имеем? Перед нами образец "чёрного PR". В качестве повода заявлены смехотворные и ни разу не убедительные аргументы. Стоимость своих услуг повышают все без исключения компании. О каком-то особом цинизме в случае тарифа "Безумный день" тоже говорить не приходится. Изменение тарифов на киевстаровскую "Бомбу" или появление в МТС платы за уведомления о доставке SMS стали для их абонентов не меньшим сюрпризом.

Обращает внимание, что анонимные, по словам представителей Астелит, организаторы репутационного "наезда" подошли к решению задачи основательно и с душой. С огоньком подошли. Количество и качество материалов таково, что возникает вопрос о трудозатратах и, соответственно, инвестированных в проект средствах. С одной стороны, истории известны случаи, когда достойного качества креатив создавался на чистом энтузиазме. Наиболее яркий пример это ставший хрестоматийным ролик "Гитлер и Скайп" bocharik и eu_shestakov. Разухабистые шутки в адрес лидера рынка летом 2009 года тоже не были никем оплачены. Just for fun. С другой стороны, когда имеет место стёб и чистое искусство ради искусства, никто не шифруется, не скрывает своих имён.

Если предположить, что это действительно целенаправленная атака, тогда непонятен мотив. Скажем так, мне не известные рациональные цели рыночной борьбы, которые могут быть достигнуты посредством подобной кампании. Правда, из опыта известно, подобных наездов не обязательно должны быть рациональные, понятные окружающим мотивы. Достаточно вспомнить ещё один хрестоматийный пример: "доминиканский" срач. Его движущими силами стали желание зам.главного редактора одного из изданий устроить выволочку своему подчинённому (достоверно установленный факт) и приподнять себе самооценку (предположение). В общем, всякое бывает.

Обращает внимание и тот факт, что организаторы не искали и не ищут внимания прессы. Насколько могу судить, до сих пор всё ограничивается активностью в Сети. Не самый очевидный подход с точки зрения PR. Или же переоценка способности тех же самых журналистов искать и находить интересную информацию самостоятельно.

В общем, особенности данной PR-кампании не позволяют пока мне сделать вывод о заказчиках или их целях. Поэтому одной из рабочих версий считаю чью-то (скорее всего людей из PR-тусовки) попытку то ли потренироваться, то ли продемонстрировать свой потенциал клиентам. В рамках этой гипотезы Астелит не более чем случайная жертва.

Как то так.
Tags: media-relations, pr, Астелит, МТС, доминиканский синдром
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments