Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Интерконнект и все, все, все...

Круглый стол «Актуальные проблемы регулирования интерконнекта на телеком-рынке Украины», организованный и проведенный во вторник "Украинскими новостями", был интересен не столько тем, что публично озвучили его участники, сколько разговорами в кулуарах. Операторы в печали: с одной стороны возрождение всесильного "Госкомтелекома" времён Станислава Довгого на базе теперь уже вполне частной компании, с другой - стремительный рост аппетитов и государства как такового (бюджет, инновации, туда - сюда), так и государёвых людей. Неплохая, к примеру, идейка - повторная легализация ВСЕХ позиций мобильной связи. Или на первый взгляд нелогичная возня вокруг продления лицензий для Киевстара и Веги. Десяток-другой миллионов гривен, о которых упоминают в прессе, это только верхушка айсберга.

Когда в самом конце мероприятия Глеб Вышлинский высказал удивление, что компании с миллиардными оборотами "до сих пор не купили себе адекватную политику в своей отрасли", не нашли, так сказать, спонсора позитивных изменений, это прозвучало, как по мне, несколько неуместно. Дело в том,
что серьёзные дяди, которых по замыслу Глеба операторы должны склонить к сотрудничеству, уже давно всё для себя решили. И спонсоры уже  давно известны: это всё те же МТС, Киевстар и Астелит. И остальная мелочёвка до кучи. И башлять они будут за всё и всем много-много раз. Такая сейчас, понимаешь, макроэкономическая ситуация. Недополученные от приватизации Укртелекома миллиарды нужно как-то компенсировать. Бюджет, он же не резиновый. Пенсии, дотации на уголёк, туда-сюда... Кто-то ведь должен оплачивать этот банкет?

В общем, ничего нового. Всё как везде.

Вернусь к мероприятию. Краткий отчёт можно найти, например,
здесь. Получив возможность высказаться, озвучил следующий набор мыслей.

Вопрос о ставках доступа относится к тем ситуациям, когда интересы сторон не просто различны, но прямо противоположны. В результате компромисс не является ценностью для сторон конфликта и, как следствие, не может появиться как результат выявления доброй воли. Не секрет, что менеджмент компаний пребывает под очень сильным давлением. Во-первых, это неблагоприятная макроэкономическая ситуация, которая характеризуется сокращением объёма спроса на рынке. Темпы роста в гривне отстают от темпов роста инфляции и очень сильно. Это означает, что спрос, номинированный в твёрдой валюте, продолжает уменьшаться. Во-вторых, имеют место ожидания акционеров компаний, которые не готовы пересматривать в сторону уменьшения целевые показатели операционной деятельности.

В подобной ситуации внешнее регулирование является абсолютной необходимостью. Надежды на взаимопонимание и компромисс едва ли имеют основания. Участники рынка могут попытаться продавить нужные им решения в судах, попросту "забороть" друг друга, но это не будет и не может быть системным решением. Государство обязано, как минимум, обеспечить регулирование спорных ситуаций как таковое, не создавая предпосылок для попыток найти правду в суде. Поскольку судебные тяжбы отбирают самое ценное - время. При этом регулирование должно быть последовательным и однозначным.

Стоит посмотреть правде в глаза: продолжающиеся между участниками рынка судебные тяжбы свидетельствуют от недееспособности Регулятора. А значит, снова в полный рост встают два вопроса. Первый: а насколько уместно рассматривать НКРС как отраслевого Регулятора? Или, если угодно, регулирует ли этот орган в достаточной степени хоть что-то? И второй вопрос: а нужна ли Комиссия в её нынешнем виде? Регулирование рынка может осуществляться по-разному и превращать хронически недееспособный орган власти в некий фетиш едва ли уместно.

Ключевой вопрос, на который необходимо найти вопрос в ходе сегодняшней дискуссии, по моему мнению звучит так: почему НКРС последовательно самоустраняется от системного решения проблемы интерконнекта? И каковы вообще приоритеты государства в части телекоммуникаций?

Внимательный анализ последних действий органов власти позволяет выявить два сюжета, два направления деятельности, в которых имеет место последовательная, целенаправленная и результативная активность государства. Первый это создание предпосылок для перекачивания средств рынка, включая операторов и потребителей, в пользу теперь уже частной компании Укртелеком. Это и отказ от регулирования деятельности фактического монополиста нескольких товарных рынков, и связанное с этим повышение цен на услуги для операторов и населения, и намерение пересмотреть правила игры на рынке ККЭ, и отказ компании от выполнения взятых на себя обязательств, и многое другое.

Второй сюжет это изъятие средств участников рынка в пользу государства, включая бюджет и внебюджетные фонды. Это и постоянное повышение платы за РЧР, и понуждение участников рынка к повторной оплате уже оплаченных разрешений и лицензий, и создание ФУУ, и многое иное.

Если смотреть на происходящее с интерконнектом с этой точки зрения, то картина выглядит вполне логично. Государство самоустраняется от регулирования данного рынка, предлагая его участникам "договариваться". При этом у одного из них сохраняется доминирующая позиция, как счёт контроля некоторых очень важных для других участников ресурсов (лицензия на частоты, ККЭ), так и счёт поддержки со стороны органов власти.
Tags: НКРС, государственное регулирование, интерконнект
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments