Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Freshtel reloaded

Наиболее адекватным способом рассказать о вчерашнем мероприятии Украинских Новейших Технологий (ТМ FreshTel) будут небольшие комментарии к слайдам презентации. Не могу не отметить, что Елена Минич подтвердила свою репутацию человека, обладающего талантом говорить интересно, чётко и по существу. С точки зрения информативности вчерашнее мероприятие оставило благоприятное впечатление - компании было что рассказать собравшимся и она сделала это адекватным образом. В принципе у Елены большой послужной список в телекоме. Она, например, стояла у истоков мобильного подразделения Укртелекома и в тех более чем специфических условиях (принципиальная невозможность обеспечить возврат вложенных средств, совковая корпоративная культура, недостаточное и нерегулярное финансирование) обеспечила вполне приличный результат.

В названии презентации выражена главная амбиция, заявленная руководством компании: качественное изменение бизнеса УНТ. В этом плане мне интересно наблюдать за тем, что происходит с компанией. Такого рода пертурбации происходят далеко не каждый день, во-первых, и у компании есть предпосылки, чтобы успешно исполнить этот кульбит, во-вторых. К этим предпосылкам я бы отнёс, в первую очередь, бесконечные проволочки с выдачей лицензий на третье поколение радиотехнологий для "большой тройки" операторов GSM-сетей. В результате рыночные гиганты, способные растоптать и проглотить малышей вроде УНТ, по-прежнему пребывают в положении "вне игры". Так что рыночная ниша, на которую рассчитывает Фрештел, как минимум не становится меньше. Помимо этого сама компания достаточно компактна как в плане штатной структуры, так и в плане территории присутствия, а у Елены вполне достаточный опыт управления коллективами аналогичного размера.

Также допускаю, что недалеки от истины ещё два аргумента, которые сотрудники компании озвучивали по окончании официальной части. С их слов, негативное отношение к диапазону 3,5 Ггц и WiMAX год-два назад было основано больше на умозрительных посылках, нежели на полевых  испытаниях и/или неудачном опыте пионеров (их попросту не было). При этом, во-вторых, технологии не стоят на месте и за прошедшее время оборудование заметно нарастило свои ТТХ. В частности, для Фрештел их основной (если не единственный) поставщик - ZTE, - обеспечил апгрейд до MIMO 2x4, что повысило стабильность и качество сигнала на границе покрытия на 15-20% Так что оснований говорить про полную и однозначную непригодность этого диапазона, вроде бы, нет. В некоторых условиях в рамках определенных бизнес-моделей - да, не годится. В иных же рамках - вполне пригодно. В общем, озвучено предложение не профанировать предмет дискуссии. Проектирование, развёртывание и эксплуатация беспроводной сети это сложная инженерная задача. Которая всегда имеет много вариантов решения.

С другой стороны за прошедшие пару лет произошло переосмысление и характерных для WiMAX профилей потребления услуг, и бизнес-моделей, нацеленных на удовлетворение этих потребностей (слайд №4). И это, среди прочего, было заявлено как существо нового этапа в развитии бизнеса УНТ - переосмысление своих сильных и слабых сторон, рыночных возможностей, позиционирования и проч. По мнению компании, даже в Киеве достаточно мест, где инфраструктура передачи данных фактически отсутствует, а возможности массовых технологий БШПД (CDMA EvDO) по совокупности характеристик - скорость передачи данных, задержки пакетов, - неудовлетворяют потребоности некоторых абонентов. По словам Минич, в настоящее время до половины подключений приходится на людей, у которых нет альтернативы услугам Freshtel в местах их проживания или работы. Еще 40% составляют "перебежчики" из других сетей БШПД (в основном PEOPLEnet (EvDO), Utel (HSDPA) о Ого! (ADSL )). То есть это люди, у которых уже есть пользовательский опыт ШПД по месту своего расположения.

Проиллюстрировать эти тезисы можно импровизированным тестом сети Фрештел, который я устроил прямо во время презентации.

Мероприятие проходило в ресторане Диксиленд на Кирилло-Мефодиевской 14/2. Помещение расположено на первом этаже кирпичного дома, прямой видимости БС Фрештела, подозреваю, не было (павильон на фотографии это летняя площадка ресторана). Так что передача данных, судя по всему, происходила на многократно отражённых сигналах. Поскольку в самом заведении бспроводной сети до сих пор нет, компания на время мероприятия разместила прямо в помещении два своих роутера. Они обеспечивали скорость передачи данных в диапазоне 700+-300 кбит/сек на даунлинк и около 450 кбит/сек "вверх" при задержке около 170+-30 мсек. Сама по себе скорость не ахти, а вот задержка раза в два меньше, нежели в сетях EvDO.

Большая часть доклада была посвящена проекту оптимизации радиопокрытия сети (насчитывающей в настоящее время примерно 250 БС), который компания инициировала, столкнувшись с рядом негативных моментов (слайд №5). На слайде номер семь приведена одна из проблемных ситуаций, которые выявлены в ходе аудита сети. Овал вверху очерчивает примерную зону покрытия одной из базовых станций в Борисполе (БС №121 по ул. Радистов). В настоящее время эта БС обслуживает всего четырёх абонентов, которые купаются в сетевой благодати, будучи обслуживаемы тремя секторами с канальным ресурсом в 20Мбмт/сек на сектор. Очевидно, что подобная ситуация неприемлема с точки эффективности окупаемости инвестиций в этот фрагмент сети. Этим четверым будут предложены услуги фиксированного ШПД, который компания предоставляет под ТМ Alternet. Если же их это предложение не устроит, компания готова выкупить у них оборудование по остаточной стоимости.

Другой пример связан с Броварами (слайд 8). Красным и зелёным обозначены зоны с качественным сигналом, тёмными тонами выделены места с неудовлетворительным качеством услуги. На первом слайде белым крестом обозначена БС, чей сигнал интерферировал с остальными, зашумляя их абонентов. В целом это привело к резкому снижению качества услуг на значительной территории. Для резкого улучшения ситуации оказалось достаточным убрать эту станцию.

В случае Бортничей (слайд 9) для увеличения суммарного покрытия оказалось достаточным изменить азимут и углы наклона антенн.

Весьма похвально, что в компании ситуации ухудшения качества обслуживания клиентов считают форс-мажором, который требует индивидуального подхода и максимальной компенсации. Что ещё более похвально, компания не ограничивается, подобно другим участникам рынка, выполнением довольно куцых требований законодательства. По факту, УНТ заявила о готовности взять на себя существенно большие обязательства (слайд №10).

Интересным был анонс портативного WiFi-роутера. Достаточно компактный, размером со смартфон, "обмылочек" обеспечивает подключения восьми абонентов на протяжении 5-6 часов. Учитывая тот факт, что дома его можно запитать от электросети, это очень удобно. По сути, годится в качестве основного домашнего средства для доступа в Сеть. Коллега Аганин высказал мысль, что подобные устройства могут быть весьма востребованы на пляжах, летних площадках и прочих HoReCa-заведениях. Коммерческий директор Владимир Морин подтвердил, что подобные идеи кажутся им небезинтересными и над ними идёт работа.

Повторюсь, что оценивать обоснованность и реалистичность планов компании не могу в силу недостатка ключевой информации. Но то, что видно невооружённым глазом, это адекватность тех новых людей, которые сейчас находятся у руля компании. Понятно, что это не панацея и не гарантия успеха, но, как минимум, это обязательная предпосылка для успеха.
Tags: wimax
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments