Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Проклятие третьего поколения

Могу предположить, что причиной тех злоключений, которые уже шестой год подряд преследуют процесс внедрения технологий мобильной связи третьего поколения, являются завышенные ожидания множества причастных лиц. Крикливый пиар производителей оборудования конца прошлого и начала нынешнего столетия сформировал у этих вполне заурядных технических решений образ некоего философского камня, способного буквально озолотить своего счастливого обладателя. В сочетании с известной жлобской ментальностью соотечественников это привело к непрекращающейся возне за возможность либо заполучить подобное сокровище в единоличное пользование, либо, на худой случай, не допустить к нему проклятых конкурентов.

По большому счёту, имеет место та же ситуация, что и с Укртелекомом. Любые попытки изменить статус-кво достаточно проблемного, постоянно дешевеющего актива немедленно блокируются разномастными группами влияния. О том, что выделенные для 3G частоты де-факто свободны и не нужно ничего, кроме политической воли, для их присвоения конкретным компаниям, известно едва ли не с 2004 года. Однако тогда хорошо известные на рынке "высокие профессионалы" нашептали Батькові Нації, что эксклюзивное обладание оными частотами очень-очень повысит привлекательность вечной невесты украинской экономики – ОАО Укртелеком. Мановением августейшего перста 40 мегагерц были выданы, менеджмент компании не упустил возможности развлечь себя закупками оборудования на известных всем условиях, с приватизацией снова не сложилось, но в течении следующих нескольких лет разговоры о выдаче частот негосударственным компаниям считались неуместными. Технологии третьего поколения должны быть только у госмонополиста и точка!

В 2009-ом году до вожделенных лицензий было рукой подать. Непреодолимым препятствием стало желание теперь уже Киевстар стать первым и единственным лицензиатом среди операторов «большой тройки». Для решения этой задачи отставленный на днях состав НКРС придумал схему последовательного розыгрыша лицензий с лагом в полгода. Прекрасно понимая, чем пахнет такая схема, Астелит и МТС поднатужились и посредством ряда как публичных, так и непубличных шагов заблокировали эти поползновения своего конкурента.

Наступил новый, уже 2011-ый год и сроки проведения тендера снова отодвигаются, уже на год 2012-ый. Чиновники привычно бубнят что-то про конверсию и согласованный план, но веры им как-то не прибывает. Ясно одно – затягивание процесса продолжается. Неясно только, кому это нужно в нынешних условиях.

В поисках ответа на этот вопрос приходится упражняться в главных экспертных дисциплинах современности – прикладной конспирологии и практической герменевтике. Придирчивое изучение интервью главы НКРС, которые он дал Бизнесу и Делу, даёт пищу для размышлений. Владимир Филимонович как-то очень уж много рассуждает об эгоизме операторов, приводя в качестве примера проблему рефарминга частот. Перечисляя одну за другой конфликтные темы рынка, он снова и снова как бы разводит руками, констатируя отсутствие у комиссии полномочий навязывать конкретные варианты их решения. Это не очень убедительно на фоне постоянного расширения полномочий НКРС, которых уже вполне достаточно для полноценного исполнения функций арбитра и регулятора.

Наибольшее внимание привлекли трактовки ситуации с LTE. Олейник ни словом не упоминает возможность использовать «цифровой дивидент», который рассматривается самими операторами как оптимальный вариант. Оптимальный с точки зрения технологии и экономики, поскольку полоса 150-200 МГц в диапазоне 700-850 МГц даёт возможность построить сеть без компромиссов. С хорошим радиусом покрытия для сайтов, отличной проникающей способностью в помещениях, достаточной полосой пропускания.

Вместо этого, насколько можно судить, Комиссия пытается протащить другой, наименее интересный вариант, предполагающий использование диапазона 2,5-2,7 МГц. Мало того, что стоимость развёртывания сети и, соответственно, услуг на базе этих частот будет в разы выше, нежели в первом варианте, весь этот диапазон уже присвоен конкретным компаниям. Среди которых (какое неожиданное совпадение!) принадлежащая СКМ компания «ММДС-Украина». Причём в ответ на вопрос Ангелины Бакалинской каким образом НКРС предполагает урегулировать неизбежную проблему доступа к уже занятому диапазону, г-н Олейник прямо заявляет, что это проблема желающих в него попасть. Попросту говоря, что НКРС умывает руки.

В этом место снова всплывает тема серьёзных проблем, которые преследуют телеком-активы СКМ. Акционеры Астелита ещё могут наскрести средства на покрытие немаленьких расходов, связанных с получением лицензии на частоты для 3G, но финансировать оперативное развёртывание соответствующей системы радиодоступа с плотностью покрытия не хуже, чем у конкурентов, вряд ли смогут и/или захотят. Это сотни миллионов полновесных долларов в течении первых двух лет. В случае неизбежной гонки по развитию 3G-сетей радиодоступа у Астелита нет шансов. Компания просто надорвётся в неизбежной гонке, потеряет этот ключевой сегмент и окончательно маргинализируется в нише дискаунтера для нетребовательной аудитории.

В случае с «ММДС-Украина» корень проблемы в другом. Этот актив был приобретен ещё до кризиса на пике цены, не глядя и не вдаваясь в ненужные для обладателей MBA подробности. В результате он уже четвёртый, кажется, год лежит мёртвым грузом. Переговоры с желающими развивать в Украине WiMAX, тем же российским «Скартелом» закончились ничем. Реалистичные бизнес-кейсы организации беспроводных сетей передачи данных в диапазоне 2,5-2,7 МГц предполагают стоимость подобной покупки, которая категорически не устраивает Попова/Архипова. Продать компанию они могут только с дисконтом, фиксируя многомиллионный убыток. На это они, судя по всему, морально не готовы. Господин Ахметов, полагаю, тоже.

Стоит заметить, что как управляющая компания СКМ много раз доказала свою неспособность развивать бизнес в условиях реальной конкуренции, без допинга в виде монопольной или сырьевой ренты и административного ресурса в качестве костылей. Краса и гордость Рината Ахметов, витрина управленческих достижений СКМ – предприятия горно-металлургического комплекса, - мало того, что были получены задаром, так ещё и пользуются гигантскими дотациями в виде специальных тарифов на электроэнергию, транспортные расходы, добычу и переработку сырья.

Другое дело если у «большой тройки» GSM-операторов по-прежнему не будет доступа к третьему поколению, а для четвёртого окажутся пригодны только те частоты, которыми располагает СКМ. Тогда Астелит получает весомое конкурентное преимущество, а «ММДС-Украина» - источник прибыли и оправдание своему существованию. Тогда уже на Астелит, а Киевстар с МТС окажутся в роли догоняющих на рынке мобильной передачи данных, вынужденных договариваться либо с Укртелекомом (3G), либо с СКМ (4G).

Tags: 3g, lte, Астелит, НКРС, государственное регулирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments