Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

История Голден Телеком: часть 4

Окончание. Предыдущую часть смотрите здесь.


Перезагрузка

Конфронтация с крупнейшим игроком рынка, располагавшим неограниченной поддержкой руководства отрасли и страны, не прошла для компании даром. Темпы роста ООО «Голден Телеком» резко упали по сравнению не только с конкурентами, но и холдинга в целом. В первом полугодии 2003 года выручка ООО выросла всего на 17,4% — до $19,9 млн., тогда как для Golden Telecom Inc. Этот показатель составил 2,1 раза, или $159,138 млн. После смены акционеров и руководства компания оказалась перед необходимостью осмыслить текущую ситуацию и внести коррективы в свою рыночную стратегию. Возглавил процесс Младен Пейнович, занявший кресло генерального в апреле 2002-го, сразу после Юрия Безбородова.

Компания занимала исключительно сильные позиции в сегменте корпоративных решений для крупного и среднего бизнеса. Еще в 1996 году параллельно с мобильным направлением было решено развивать проводную связь для корпоративных клиентов. Этот бизнес рос не очень быстро, но, в итоге, именно он стал для компании наиболее успешным. К началу двухтысячных Голден Телеком являлся лидером этого сегмента с очень большим отрывом от ближайших конкурентов. Тем не менее, быстрый рост в дальнейшем мог обеспечить только массовый рынок, только индивидуальные пользователи.

Хотя изначально компания делала акцент на услугах своей GSM-сети, шанс развить это направление и на равных конкурировать с УМС и Киевстаром был упущен. Причинами это были и ошибочные решения на этапе определения стратегии, и серьёзные ограничения, связанные с отсутствием частот в диапазоне 900 МГц, и саботаж Укртелекома, который в течении нескольких лет не предоставлял необходимые технические ресурсы. В результате доходы от предоставления услуг фиксированной телефонной связи в 2001 г. выросли на 51% , а выручка от услуг уменьшилась на 14,9%. Поэтому было принято решение о замораживании инвестиций в развитие сети мобильной связи, включая и региональную экспансию. «Голден Телеком GSM» оставался городским оператором, ориентированным на удержание существующих абонентов.

Внимание компании обратилось к другому быстрорастущему рынку - доступа в Интернет. В начале двухтысячных уже стало очевидным, что страна находится на пороге взрывообразного роста спроса на подобные услуги. Еще на первом этапе своего развития компания приняла несколько крайне важных решений, заложивших фундамент успеха в этом направлении. Благодаря приобретению «Совам Телепорт» в её распоряжении оказалась инженерная инфраструктура, торговые марки и система продаж, необходимые для работы на массовом рынке. Фундаментом массового сегмента служила развитая первичная сеть передачи данных и зарубежные каналы, построенные в интересах корпоративных заказчиков.

Таким образом, рыночная стратегия компании на новом этапе её развития была определена следующим образом:
• Расширять и развивать первичную сеть передачи как основу бизнеса компании, залог успехов во всех сегментах
• В корпоративном сегменте расширять номенклатуру услуг и региональный охват
• В массовом сегменте делать ставку на услуги широкополосного доступа с постепенным охватом всё новых населённых пунктов.

Во исполнение новой стратегии на протяжении 2002-2006 годов компания вышла на рынок фиксированной телефонной связи в Донецке, Ивано-Франковске, Запорожье, Харькове. Для корпоративных клиентов стали доступны новых бизнес-подразделений «Голден Телеком»: звонкового центра и центра обработки данных (дата-центра). Компания получила лицензию на предоставление услуг международной связи по всей территории Украины. Начало 2005 года ознаменовалось выходом на рынок услуг фиксированной связи для физических лиц. Абонентам становятся доступны услуги фиксированной телефонии и доступа в Интернет по технологии ADSL.

Столкнувшись с необходимостью удерживать абонентов своей мобильной связи в условиях жёсткой конкуренции, «Голден Телеком GSM» последовательно выводила на рынок действительно инновационные предложения, обеспечивавшие новое качество сервиса для абонентов. Ещё в начале 2003 года, до законодательного закрепления практики «платит вызывающая сторона», компания прекратила удерживать плату за входящие звонки. Именно «Голден Телеком» первой внедрил посекундную тарификацию, понижающие и безлимитные тарифы.

Признанием высокого уровня инженерных решений, использованных при развитии инфраструктуры «Голден Телеком», стало признание её мультисервисной IP-сети сети «Лучшим проектом 2006 года» в номинации «Альтернативный оператор IP-NGN» по версии Cisco Systems. Практика взаимоотношений со своими клиентами, профессионального и ответственного отношения к своим обязательствам стал визитной карточкой «Голден Телеком». В те годы окончательно сформировалась репутация и традиции компании, известные всему рынку.

Амбиции и возможности

Осенью 2005 года Golden Telecom, Inc возглавил бельгиец Жан-Пьер ВанДромм. Человек исключительно амбициозный, он получает у акционеров карт-бланш на превращение крепкого середнячка в безоговорочного лидера в масштабах всего СНГ. Агрессивная политика приносит свои плоды - за короткое время капитализация компании увеличивается более чем вдвое, до $2,1 млрд. Ознакомившись с тем, как обстоят дела в украинской дочке, ВанДромм выдвигает требование увеличивать выручку на 30% каждый год.

Столкнувшись с новыми вызовами, на этот раз внутренними, руководство «Голден Телеком» инициирует очередную структурную перестройку. С 2006 года компания переходит от функциональной организации к матричной. Изначально структура компании была выстроена исходя из направлений бизнеса: интернет, фиксированная, мобильная связь. В результате реорганизации каждый из потребительских сегментов - крупные компании, мелкий и средний бизнес, частных абонентов, - обслуживают отдельные команды.

Компания пересматривает своё портфолио в поисках новых либо недооценённых направлений деятельности, способных принести дополнительный доход. По инициативе ВанДромма реанимируются планы по созданию национального оператора мобильной связи, приобретаются частотные лицензии для развёртывания WiMAX-сетей, инициируются многообещающие эксперименты в части конвергентных (FMC) и медийных (IPTV) услуг.

Главным достижением стал запуск в ноябре 2007 года широкомасштабного проекта «Оптика в каждый дом» по построению городских оптико-волоконных сетей. Это позволило начать предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет под брендом «Світ Онлайн»на скорости 100 мбит/сек.

Борьба

Очередная встряска оказалась очень своевременной. Уже в 2006 году «Голден Телеком» вновь оказался перед необходимостью отстаивать свои интересы в условиях жёсткой конфронтации. Период стремительного роста рынка телекоммуникаций начал постепенно подходить к завершению. Непрерывное ужесточение конкуренции вынуждало участников рынка всё чаще задевать друг друга локтями. Игрокам второго эшелона всё сложнее было игнорировать наличие фундаментальных ограничителей конкуренции.

Зимой 2007 года в фазу открытого противостояния перешёл конфликт между «Голден Телеком» и УМС, одним из крупнейших участников рынка. Предметом спора стали условия взаимного присоединения сетей и пропуска трафика, так называемый интерконнект. Впервые в истории отечественного рынка Голден Телеком не просто заявил о своём несогласии с навязанными условиями, но и перенёс спор в залы уполномоченных органов власти.

Несмотря на то, что компания ввязалась в драку с противником несопоставимо бОльших размеров, она не только не проиграла, но даже немного улучшила условия взаимодействия. Искусство команды, обеспечившей победу в неравной борьбе, было по достоинству оценено акционерами. В мае 2007 кресло генерального директора занял Андрей Милиневский, один из старожилов компании, принятый на работу в 1998 году лично Юрием Безбородовым. Под его руководством компания снова и снова вступала в борьбу за свои интересы.

Весной 2008 года повторилась ситуация с МТС. Ещё через год, столкнувшись с недееспособностью Национальной Комиссии по регулированию связи, Голден Телеком вместе с другими операторами второго эшелона инициировала обращение в Антимонопольный Комитет. Результатом этого стало принятие эпохального решения о необходимость государственного регулирования рынка интерконнекта.
 
Прощай, Голден Телеком… Здравствуй, Билайн

Одним из главных достижений ЖанПьера Вандромма стало решение крупнейших акционеров – Теленор и Альтимо, - объединить свои ключевые активы на рынке телекоммуникаций. Основным аргументом в пользу подобного объединения называлась возможность создания первого и крупнейшего в СПГ универсального интегрированного оператора связи, способного предоставлять весь спектр услуг для максимально широкого круга абонентов. По сути, речь шла об идеях, озвученных ещё в 1998 году создателями украинской Банкомсвязи и успешно реализованных в рамках украинской же «Голден Телеком».
 
Осенью 2007 года было положено начало процессу интеграции Вымпелком и Голден Телеком в России. В 2008 году аналогичный процесс был инициирован в Украине. Две компании – оператор мобильной связи Украинские Радиосистемы и универсальный оператор Голден Телеком, - приступили к сращиванию своих активов, инфраструктуры и коллективов. В середине 2009 года процесс был завершён, на рынке появилась ещё одна компания с общенациональным покрытием. Руководить ею было доверено именно выходцу из Голден Телеком – Андрею Милиневскому.

Опыт, полученный в процессе объединения украинских активов, был признан российскими учредителями наиболее успешным в истории Вымпелком. Укрепив тылы, объединив ресурсы двух родственных компаний, команда Голдена снова и снова вступала в борьбу за интересы компании и её клиентов. В конце 2009-го и первой половине 2010 годов в противостояние из-за условий интерконнекта оказались вовлечены все без исключения участники рынка. В ходе этих сражений команда, образованная выходцами из Голден Телеком, заслужила репутацию «плохих парней», которые не признают авторитетов и не уважают «старших». В этих сетованиях было много лукавого. «Плохие парни» оказались плохи именно тем, что не боятся бросать вызов самым большим игрокам. Смелость и профессионализм, ставшие краеугольными элементами традиции Голден Телеком, оказались той силой, которая открывает любые двери.
Tags: Голден Телеком, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments