Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Итоги второго квартала

В своё время вот эта запись в моём блоге оказалась одной из наиболее посещаемых. Подозреваю, что такую популярность ей обеспечила сводная таблица операционных показателей участников рынка мобильной связи. Причём не только по т.н. "абонентам", но и по финансовым результатам. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. С одной стороны, т.н. "аналитические агентства" по-прежнему предпочитают ковыряться в давно уже оторвавшихся от действительности цифрах "абонентской базы", "проникновения", "оттока" и прочих симулякрах, посредством которых менеджмент компаний зарабатывает свои бонусы.

С другой - никуда не делась потребность в информации о том, как развивается ситуация. Кто у кого отъедает долю рынка, кто растёт, а кто - сжимается. Для этого, с одной стороны, нужно всего ничего: брать из отчётности компаний циферки и сводить их в таблички, путём нехитрых манипуляций  получая как абсолютные, так и относительные показатели. Увы, но ни Iks-Consalting, ни ACM, и никто другой подобными вещами не занимаются. А зря - это экономило бы людям много времени, да и практической пользы приносило бы куда больше. Кстати, у кого какие есть мнения о причинах такого равнодушия уважаемых исследователей к изучению финансовых показателей рынка?

Короче. После объявления результатов второго квартала Вымпелкомом я попытался дополнить ту памятную табличку, чтобы посмотреть, как развивалась конкурентная борьба в первой половине года.
Однако сделать это с первой попытки не удалось: в силу изменения порядка отчётности украинских активов выделить из представленных цифр данные о выручке мобильного подразделения УРС не получилось. Не получилось это и со второй попытки, когда я призвал на помощь разных хороших людей. Скажу честно - ковыряться в отчётности мне было недосуг. Не люблю делать чужую работу, тем более бесплатно.

На встрече с топами МТС в пятницу снова поднял эту тему и задал вопрос о ситуации на рынке сначала Коле Олиярныку, не получил ответа и насел на Василия Лацанича. Он подтвердил мои предварительные выводы, поэтому я решил не стесняться и, в конце-концов плюнул на самого маленького и ограничился данными по Астелиту, Киевстару и МТС.

Итак, предлагаю вниманию свою картину происходящего. Поскольку в ней не представлены данные по УРС, будет правильно говорить о ситуации внутри "большой тройки" украинского рынка, не о ситуации на рынке мобильной связи в целом. Сразу оговорюсь, что цифры готовил не я, потому претензии насчёт возможных ошибок отвергаю. Найдёте таковые - сообщите. Проверим, исправим.



Итак, что мы видим? Киевстар потихоньку сползает с вершины. Во втором квартале его доля уменьшилась  как по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, так и в сравнении с предыдущим кварталом. Однако вопреки одной из основных тенденций прошлых лет потерянное Киевстаром отошло не к Астелиту, а к МТС. Более того, доля Астелит также начала уменьшаться. И не просто уменьшаться, а уменьшаться быстрее, нежели даже у Киевстар.

Есть несколько гипотез относительно причин происходящего с третьим игроком. Я склоняюсь к тому, что это зримое проявление безначалия и непосредственно связанного с этим отсутствия адекватной рыночной стратегии. По слухам, основной задачей в части рыночной конкуренции на 2011 год в Астелите принята борьба с МТС. Если это так, то это слабая стратегия. Атаковать надо того, кто слаб, а не того, кто силён. К тому же исключительно благоприятные условия в части регуляторики, которыми наконец-то может воспользоваться Астелит,  более всего пригодны для давления на лидера рынка. В этой ситуации сосредотачиваться на МТС означает искусственно ограничивать свои амбиции.

МТС сейчас в идеальной ситуации - оба конкурента погрязли во внутренних проблемах и последовательно совершают всё новые и новые ошибки.

В ходе встречи снова всплыла одна давняя проблема МТС, связанная с его биллингом. Недавно я собрался поменять местами номера life и МТС. А именно, сделать второй из них своим основным номером, вставив его в Нокию Е72, свой основной коммуникационный инструмент. Для этого мне нужно было всего-то заказать на МТСовский номер дополнительные пакеты передачи данных и SMS. И вот тут-то и всплыло странное. Оказывается, контрактные абоненты компании не могут заказывать несколько пакетов услуг одновременно. Более того, поскольку ранее я обменял накопленные бонусы на дополнительное количество голосового трафика, я вообще не могут ничего больше заказать.

Со слов Васыля, это связано с ограничениями биллинговой платформы, которую использует МТС. Я уже не раз слышал о том, что оная платформа является одним из слабых мест компании, поскольку ограничивает доступные маркетологам варианты тарифных предложений. Жаль, очень жаль. Придётся пока терпеть поминутку, неожиданные "оптимизации" и прочие "вынужденные компромиссы" life.
Tags: Астелит, Киевстар, МТС, конкуренция, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments