Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Сколько операторов мобильной связи нужно Украине?

"Инвестгазета" обратилась с просьбой дать комментарии для материала, озаглавленного не как нибудь, а "Сколько операторов мобильной связи нужно Украине?"

Хороший вопрос. 1. На каком этапе развития сегодня находится рынок мобильной связи?
В настоящее время ситуация на рынке мобильной связи Украины может быть охарактеризована следующим образом: 

рынок достиг насыщения
. Услугами мобильной связи охвачены все, кто имеет для этого возможности. Финансовые и интеллектуальные в первую очередь. То есть неохваченными остаются беднейшие слои населения, дети и люди пожилого возраста. В целом можно говорить о примерно 70-ти процентном уровне проникновения. 

в отсутствии условий для экспансивного развития, операторы пытаются реализовать стратегии интенсивного роста. Повышения ARPU и потребления услуг в первую очередь. 

препятствием к этому явлется борьба за передел рынка в пользу newcomers, относительных новичков. К которым можно отнести Астелит, УРС и операторов CDMA-сетей. Причём только первые двое в состоянии оказывать заметное влияние на рынок. 

2. Каковы особенности становления данного рынка? 

мне не известно о каких-либо существенных отличиях этапа становления рынка в Украине от других стран.

3. Почему конкуренция в Украине несет специфические черты, и в чем они проявляются? 

Один из участников конкурентной борьбы - Астелит, - реализует необычную для данного рынка стратегию. Её отличительными чертами являются:

- примат долгосрочных целей над  сиюминутными результатами

- готовность инвесторов к значительно бОльшему сроку возврата инвестиций, нежели у других операторов 

- активные попытки диверсификации бизнеса. В том чилсе на смежные и даже другие рынки. ИТ-услуг в первую очередь. 

Имея карт-бланш на реализацию "длинной" стратегии, менеджмент компании имеет возможность играть в очень рискованные, по мнению конкурентов, игры. Именно Астелит положил начало практике предоставления бесплатных звонков внутри сети, резкого снижения стоимости услуг передачи данных, снижения стоимости роуминговых услуг. В целом компания является катализатором конкурентной борьбы. 

4. Количество мобильных операторов в стране – от каких факторов оно зависит. Если владеете информацией – опыт других стран? 

Зависит от  номенклатуры и диапазонов частот, доступных для использования операторами мобильной связи. В Украине имеет место довольно редкая ситуация, когда разрешены к использованию практически все ведующие технологии - и GSM/UMTS, и CDMA/Ev-DO. В результате имеем девять (без учёта присоединённых СST-Invest и Голден Телеком)  отдельных операторских компаний. 

Это нехарактерная ситуация.

5. Сколько мобильных операторов нужно Украине? Что является ключевым для Украины в этом вопросе? 

Ключевым является вопрос о том, что именно общество хочет получить от производительных сил в данном секторе экономики. А не то, сколько их должно быть.  К сожалению, украинское общество не имеет не то что государственной (т.е. институциализированной таким образом) политики в данной области, но даже не ососзнаёт на уровне экспертном своих существующих возможностей, вызовов и задач. Посему в настоящее время данный вопрос не имеет смысла.

6. Как оцениваете шансы входа новых игроков? В частности, на что может рассчитывать «Укртелеком», заявляющих о своих планах пополнить ряды сотовых операторов связи? 

Частоты уже распределены. Поэтому речь может идти исключительно о появлении новых собственников уже существующих операторских компаний. Укртелекому рассчитывать не на что. Изначально проект предоставления услуг мобильной связи на базе этой компании не был должным образом обоснован. Если называть вещи своими именами, имеет место типичная "панама", политически мотивированный заведомо убыточный проект.

7. Рынок сформирован, а ценовые войны продолжаются. Почему это стало возможным и как с этим бороться? 

О причинах см. п. 3. Бороться должен Регулятор. КОторый, к сожалению, пребывает в коме. Без разрешения кризиса государства надеяться на восстановление дееспособности НКРС не стоит.  Поэтому ценовые войны не имеют альтернативы в ближайшие полгода.  

8. Какие на ваш взгляд возможны варианты развития мобильного рынка на ближайшие пять лет? (покупка (кем, кого?), выход новых игроков (кто), уход (кто) …) 

Слишком объёмный вопрос.
Tags: Украина, комментарии, конкуренция, рыночная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments