Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

PR в стиле "Черкассы-Плаза"

Когда-то давным-давно, два или три года назад предоставилась возможность задать Очень Важный вопрос топ-менеджеру оператора мобильной связи. Вопрос был примерно таким: почему операторы занимаются публичными коммуникациями по остаточному принципу, почему рекламные и PR-бюджеты отличаются даже не на порядок, а на два, если не три?

Ответ потряс меня лаконичностью и глубиной сокрытых в нём смыслов. "В соответствие с учётной политикой операторских компаний PR трактуется как издержки", - внимательно глядя мне в глаза, произнёс умудрённый чуть ли не пятнадцатилетним опытом работы в маркетинге профессионал.

Результаты первого квартала неприятно удивили компании: судя по прозрачным намёкам отвественных лиц, ситуация на рынке развивается по пессимистическому сценарию. Руководствуясь очевидными соображениями, компании инициируют вторую, а то и третью волну "управления себестоимостью", "оптимизации" и "антикризисных мероприятий". Важным элементом которых является сокращение издержек.

Можно было бы принять многое, если бы происходящее временами не напоминало мне картину, увиденную пару месяцев назад в новом торговом центре в славном городе Черкассы. Название точно не помню, что-то пафосное,  вроде "Черкассы-Плаза". Находится на улице Героев Сталинграда, на полпути к речному порту. Ознакомившись с ассортиментом, навестил известное помещение, состояние которого, как приучили меня во время службы в ДКБФ, позволяет судить об уровне всего дома в целом. И увидел там вот это:


Отсмеявшись, спросил у сотрудников что за минимализм в интерьере. Услышал вполне ожидаемую историю. Комплекс сдавали "под кризис" и, как водится, в полуготовом состоянии. Когда дошли руки до туалетов, стало очевидно, что "концепция поменялась" и экономика проекта должна быть очень, очень экономной. Ну и, натурально, сэкономили где смогли. Пожертвовали кабинками. Хорошо хоть на сиденья раскошелились.

Читатель спросит - к чему эта сортирная тема?

Когда спрашивают моё мнение
об этом, или об этом, без обиняков утверждаю, что всё это - и позорный сортир (назвать это место туалетом язык не поворачивается), и сомнительные "пырвебдваноля" эксперименты, - явления одного порядка.

Компании, с одной стороны, существенно ограничивают ресурсы, предназначенные для решения задач в части публичной коммуникации. А с другой - ставят перед профильными подразделениями всё более сложные задачи. Я не претендую на лавры крупного специалиста по корпоративным коммуникациям. Последний раз со специальными PR-мероприятиями
имел дело год назад
, во время работы с одной из сторон корпоративного конфликта. Тогда на PR-сопровождение были направлены средства в объёмах, о которых пресс-службы операторских компаний могли только мечтать. Если, конечно, речь идёт о повседневной деятельности, а не разовых затратных проектах наподобие празднования годовщины Киевстар или пресс-тура в Доминикану.

Понятно, что КПД тех инвестиций был далёк от ста процентов. Но и задача была решена. Не знаю про российских операторов, но в Украине ни одна компания не имеет в своём штате людей, распологающих необходимыми для успешного использования "чёрного PR" компетенциями. То есть не то что своими руками что то подобное исполнять, но даже поставить задачу и проконтролировать подрядчиков они не смогут. Или попалятся, или облажаются. Скорее всего и то, и другое одновременно.

Я не за то, чтобы PR-бюджеты трактовались как неприкосновенные - в бизнесе нет и не может быть священных коров. Но мне кажется порочной практика повышения требований на фоне существенного ухудшения условий для работы. Чудес не бывает. Если корову чаще доить и реже кормить, она просто быстрее откинет копыта. Только и всего. 

 
Tags: customer satisfaction, media-relations, pr, кризис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments