Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Мобильный Интернет глазами МТС

Представление результатов проекта "МТС-Коннект 3G" за 2008 год можно считать образцовым с точки зрения значимости предложенной информации. Самое главное достоинство предоставленной информации заключается в том, что она позволяет делать значимые умозаключения не только об этом проекте, но и о целом ряде других.

Файл с презентацией компании
можно получить здесь. Простоты ради (недосуг возиться со скриншотами) в качестве иллюстраций воспользуюсь рисунками, найденными в тематическом посте Сергея Гипша.

Самым ценным лично для меня стала информация о потребительском поведении пользователей услуги.

Что обращает внимание?
- в абсолютном большинстве то, что позиционируют как "мобильный доступ к Интернет" используют в помещениях, дома или в офисе. Стационарно.
- потребности, связанные с работой, не являются основной причиной использования услуги. Большинство абонентов используют её "для себя"
- ещё раз подтвердился давно известный факт - основной спрос сосредоточен в городах. Причём в крупнейших. Причём в Киеве - свыше половины.
- социально-демографические характеристики аудитории пользователей МТС-Коннект отличаются от усреднённых показателей Интернет-аудитории в целом. Но не драматически. В частности, доля женщин составляет одну треть.

Какие выводы я считаю возможным сделать на основании предоставленной информации?

Вывод №1 т.н. indoor-покрытие сигнала сети мобильной передачи данных является фактором исклюительной важности. Что бы не думали об услуге мобильного доступа к Сети сами операторы и поставщики технологий, вне помещений ею пользуется абсолютное меньшинство абонентов. И это ещё одна причина, по которой WiMAX навсегда останется нишевым решением, уделом немногих счастливчиков. Слишком большая разница в проникающей способности радиосигнала в диапазонах 450МГц (МТС-Коннект), 800-1900 МГц (три оператора CDMA-сетей)с одной стороны, и 2,5 ГГц(Голден Телеком или MMDS-Украина, например). А то и 3,5 ГГц - многострадальный Альтернет.

Вывод №2, подтверждённый и Василием Лацаничем. По вышеуказанной причине и UMTS едва ли станет могучим драйвером роста выручки операторов и наиболее популярной технологией мобильной передачи данных. Выскочастотный сигнал радиоинтерфейса, который используется в этом стандарте, требует установки гораздо большего количества передатчиков, нежели конкурирующие технологии мобильной связи. Коих, напомню, в Украине целых три - CDMA EvDO 450 МГц, CDMA EvDO 800 МГц, GPRS/EDGE в сетях GSM 900/1800.

В случае с CDMA-450 МГц, по словам представителей МТС, разница в количестве базовых станций, необходимых для покрытия сопоставимой площади, составляет чуть ли не тридцать раз. При этом необходимо учесть, что создание дополнительных площадок для размещения оборудования требует расширения сетевой инфраструктуры оператора. И всё это отражается на себестоимости услуг. В результате услуги передачи данных на базе UMTS оказываются для операторских компании не такими привлекательными. В подтверждение этого тезиса Лацанич привёл пример французского Orange, который банально не подводит к Node B (функциональный аналог БС) своей сети каналы передачи данных, соответствующие наличной ёмкости радиоинтерфейса. Невыгодно. Посему голос ещё ооочень долго будет оставаться базовой услугой в сетях мобильной связи.

От себя добавлю, что такая большая разница - тридцать раз, -кажется несколько преувеличенной. Дело в том, что для сети CDMA450 выделена полоса частот намного более узкая, нежели предполагается условиями конкурса на лицензии для UMTS. А ширина полосы напрямую связана с пропускной способностью радиоинтерфейса. Так что CDMA450 тоже не резиновая и в случае быстрого роста трафика также сталкивается с необходимостью уплотнения и связанных с этим дополнительных инвестиций.

Однако общий вывод о неконкурентноспособности UMTS по сравнению с другими технологиями мобильной связи разделяю. Особенно в силу следующего вывода.

Вывод №3 Ставка на обитателей малонаселённых неурбанизированных районов не оправдывает себя. Да, есть состоятельные обитатели котеджных городков. Но они не обеспечивают достаточного для многосотмиллионных инвестиций спроса. Львниая часть денег и спроса сосредоточена в городах. А там и конкуренция уже имеется - восемь опраторов только сетей мобильной связи. И, самое главное, условия для предоставления услуги намного хуже - многоэтажная застройка. См. вывод №1

Так что можно порадоваться за МТС. В лице украинской дочки компания располагает ценным активом, который обладает исключительно важным конкурентным преимуществом на быстрорастущем рынке передачи данных и доступа в Интернет. И будет обладать им ещё очень долго - частоты то уже розданы.

Кстати, на мерприятии было сказано, что у компании есть неиспользуемый резерв - по одному радиоканалу из трёх в большинстве регионов. В течении этого года этот канал будет задействован, что само по себе обеспечит увеличение ёмкости на 30-40%. Весьма актуально. По моему опыту пользоваться услугой в Киеве с полгода просто неинтересно. Уровень сигнала отличный, а данный сочатся со скоростью 5-10 КБайт сек. Причём в разных районах города. Похоже на то, что ёмкость сеть исчерпана.

К сожалению, данные о финансовых показателях, связанных с услугой, не были предоставлены. Навскидку можно предоположить, что до половины абонентов используют тариф "Коннект 100+". Это 120 грн в месяцю Сколько тратят остальные предоположить не решусь. Да пусть даже в полтора раза больше. Итого среднемесячный счёт в 150 грн. Сто тысяч абонентов. Итого 15 млн. гривен валового дохода в месяц. Немного. Как от контент-услуг.

Хотя вклад услуги в чистую прибыль может быть существенно больше.


Tags: 3g, cdma, МТС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments